Награды
Биография
«Я помогаю преодолеть страх перед формой»
Родился 4 августа 1953 г. в Манчестере в ирландской семье. Вырос в Лондоне, изучал английский язык и юриспруденцию в Кембриджском университете. В 1979 г. был принят в адвокатуру в Миддл Темпл, одной из четырех лондонских корпораций барристеров — адвокатов, имеющих право выступать в высших судах.
В 1981 г. вместе с художником Ником (Николасом) Ормеродом основал постоянно гастролирующий театр "Чик бай джаул«/Cheek by Jowl («Локоть к локтю»), призванный переосмыслить классические тексты и подчинить режиссерские концепции раскрытию возможностей актера.
«ЧИК бай ДЖАУЛ»
Первые постановки в Великобритании
Театр стал первооткрывателем ряда пьес для английского зрителя: в нем впервые в Великобритании были поставлены пьесы «Андромаха» Ж. Расина (1985 г.), «Сид» П. Корнеля (1986), «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского (1988 г., спектакль шел под названием «Дела семейные»), «Врач своей чести» П. Кальдерона (1989 г.), «Сара» Г. Э. Лессинга (1990 г.), «Слепцы» М. де Гельдерода (1993 г.), «Крик» Т. Уильямса (1997 г.), впервые в Британии была осуществлена инсценировка романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1983 г.).
Шекспир и Co
С первых дней существования театра акцент в репертуаре был сделан на пьесах У. Шекспира. Были поставлены «Отелло» (1982 г.), «Перикл» (1984 г.), «Сон в летнюю ночь» (1985 г.), «Двенадцатая ночь» (1986 г.), «Макбет» (1987 г., 2009 г.), «Буря» (1988 г.), «Гамлет» (1990 г.), «Как вам это понравится» (1991 г.), «Мера за меру» (1994 г.), «Много шума из ничего» (1998 г.), «Цимбелин» (2007 г.), «Троил и Крессида» (2008 г.), а также пьесы драматургов шекспировской эпохи «Герцогиня Мальфи» Дж. Уэбстера (1995 г.), «Тайная подмена» Т. Миддлтона и У. Раули (2006 г.), «Как жаль, что она шлюха» Дж. Форда (2011 г.).
Прочие
Среди других знаменитых постановок театра «Чик бай Джаул» — «Филоктет» Софокла (1988 г.), собственная пьеса Доннеллана «Леди Бетти» (1989 г.), «Любовью не шутят» А. де Мюссе (1993 г.).
КОРОЛЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
В
ПОСТАНОВКИ в ДРУГИХ ЛОНДОНСКИХ ТЕАТРАХ
«Сенная лихорадка» Н. Коуарда — театр Савой Theatre (1999 г.)
«Антигона» Софокла — «Олд Вик» (1999 г.)
«Школа злословия» Р.Б. Шеридана (1999 г.), «Король Лир» (2002 г.), «Большие надежды» по одноименному роману Ч. Диккенса (2005 г., инсценировка Н. Ормерода и Доннеллана) — Королевский Шекспировский театр
В 2002 г. стал директором им же основанной Академии Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне.
ПОСТАНОВКИ за РУБЕЖОМ
«Макбет» (1987 г.), «Филоктет» (1988 г.) — Национальный театр Финляндии
«Сид» П. Корнеля (на французском языке, 1998 г.) — Авиньонский фестиваль
«Троил и Крессида» (Бурггеатр, Вена, 2000 г.)
Совместно с лондонским театром «Янг Вик» и Нью-йоркской театральной мастерской поставил пьесу «Домосед/Кабул» на тему взаимоотношений Востока и Запада актуального американского драматурга Т. Кушнера (Нью-Йорк, мировая премьера, 2001 г.).
В 2007 г. по предложению выдающегося английского театрального режиссера Питера Брука, живущего и работающего в Париже, вместе с Ником Ормеродом собрал группу французских артистов, с которыми поставил «Андромаху» Ж. Расина. В 2013 г. поставил с этими же артистами «Короля Убю» А. Жарри. Спектакль имел большой резонанс.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
«Бал-маскарад» Дж. Верди (1985 г.) — Опера 80 (ныне Английская гастролирующая опера/ English Touring Opera)
«Возвышение и падение города Махагони» К. Вайля — Уэксфордский оперный фестиваль/ Ирландия (1985 г.); Английская национальная опера (1994 г.)
мюзикл «Мартин Герр» К. М. Шонберга (1997 г.) — театр Принца Эдуарда/Лондон
«Фальстаф» Дж. Верди (2001) — Зальцбургский фестиваль /Австрия (дирижер Клаудио Аббадо)
КИНО
В 2012 г. вместе с Ником Ормеродом снял кинофильм «Милый друг» одноименному роману Ги де Мопассана (в картине снимались Р. Паттинсон, У. Турман и другие всемирно известные артисты).
В РОССИИ
Театр «Чик бай Джаул» много раз гастролировал в России (впервые в 1994 г.). А сам Доннеллан неоднократно работал с русскими актерами. В 1997 г. в петербургском Академическом Малом драматическом театре — театре Европы выпустил «Зимнюю сказку» У. Шекспира и получил за эту постановку — первый в истории премии иностранец — российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» (1999 г.).
Под эгидой Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова фактически создал в Москве собственную антрепризу, с артистами которой выпустил спектакли: «Борис Годунов» по одноименной драме А. Пушкина (2000 г., театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За вклад в театральное искусство Москвы», 2001 г.), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (2003 г.), «Три сестры» по одноименной пьесы А. Чехова (2005 г.), «Буря» (2011 г.).
В 2013 г. в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина поставил спектакль «Мера за меру» (пять номинаций на «Золотую маску»-2015).
Деклан Доннеллан — президент Регионального общественного Фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Его книга «Актер и мишень» переведена на множество языков. В России издана дважды (2001, 2004 гг.).
В 2014 г. спектакль «Король Убю» был показан в Москве в рамках Фестиваля NET (Новый Европейский Театр).
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Но самый необычный для себя проект Деклан Доннеллан осуществил в 2003 г. в Большом театре, выступив — совместно с Раду Поклитару — в качестве постановщика балета «Ромео и Джульетта». (Впервые после долгого перерыва БТ возродил практику приглашения режиссера драматического театра на постановку балетного спектакля. «Там, где нет движения, все мертво. Слова не работают», — эта цитата из собственной книги Доннеллана может служить объяснением, почему на приглашение он откликнулся). В 2015 г. этот творческий союз возобновился для работы над балетом «Гамлет».
Распечатать