Биография
Родился в Харькове.
В 1978 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко.
Один из самых исполняемых современных российских композиторов.
Репертуар
Среди его произведений:
«Три песни на стихи Тао Юань-Мина» (1974 г.)
«Пять стихотворений Тютчева» (1976 г.)
«Три песни на стихи Джона Чиарди» (1976 г.)
семь романсов на стихи Л.Аронзона «Из XIX века» (1979 г.)
«Две русские песни» на стихи Р.М.Рильке (1979 г.)
кантата на стихи Г. Державина «Дар» (1981, 1997 гг.)
«Букет» на стихи О. Григорьева (1982 г.)
кантата «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» (1983 г.)
«Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова (1989 г.)
«Свинцовое эхо/The Leaden echo» для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж.М. Хопкинса (1990 г.)
«Эскизы к закату» для симфонического оркестра (1992 г.)
симфония для хора, солистов и оркестра «Зима священная 1949/The Rite of Winter 1949» (1998 г.).
а также инструментальные произведения: «Альбом для Айлики» (1980 г.), «Три истории шакала/ Trois histories du chacal» (1982 г.), «Отзвуки театра» (1985 г.), «Вариации на обретение жилища» (1990 г.), «В сторону Лебедя/Du Cote de shez Swan» (1995 г.), «По канве Астора» (1999 г.).
Автор опер: «Бедная Лиза» (1976, 1980 гг.), «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов» (1982 г.), «Витамин роста» (1985 г.), «Царь Демьян» (2001 г., коллективный авторский проект), «Дети Розенталя» (2004 г. — написана по заказу Большого театра) и сценической редакции цикла П.Чайковского «Детский альбом» (1989 г.).
С 1996 г. интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером, для которого были написаны «Как старый шарманщик/Wie der Alte Leiermann...» (1997 г.), камерная версия «Эскизов к закату» (1996 г.), «Русские сезоны» (2000 г.), а также транскрипции произведений Астора Пьяццоллы, среди которых танго-оперетта «Мария из Буэнос-Айреса» (1997 г.) и «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» (1998 г.).
Сотрудничал с Александринским театром: создал музыкальное оформление к спектаклям «Ревизор» Н. Гоголя (2002 г.), «Живой труп» Л Толстого (2006 г.), «Женитьба» Н. Гоголя (2008 г., режиссер всех спектаклей — Валерий Фокин).
В 2006 г. Алексей Ратманский поставил балет на музыку «Русских сезонов» Леонида Десятникова для труппы Нью-Йорк сити балет, с 2008 г. балет идет также на сцене Большого театра.
В 2007 г. Алексей Ратманский поставил балет «Вываливающиеся старухи» на музыку вокального цикла «Любовь и жизнь поэта» Леонида Десятникова (балет был показан сначала на фестивале «Территория», а затем в рамках «Мастерской новой хореографии» в Большом театре).
В
Автор музыки к кинофильмам: «Закат» (1990 г.), «Затерянный в Сибири» (1991 г.), «Прикосновение» (1992 г.), «Высшая мера» (1992 г.), «Подмосковные вечера» (1994 г.), «Серп и молот» (1994 г.), «Катя Измайлова» (1994 г.), «Мания Жизели» (1995 г.), «Кавказский пленник» (1996 г.), «Тот, кто нежнее» (1996 г.), «Москва» (2000 г.), «Дневник его жены» (2000 г.), «Олигарх» (2002 г.), «Пленный» (2008 г.).
Леонид Десятников награжден премией «Золотой Овен» и Гран-При IV Международного Биеннале киномузыки в Бонне за музыку к фильму «Москва» (2000 и 2002 гг.) и специальным призом «За вклад в отечественный кинематограф» кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге (2005 г.).
Постановка оперы «Царь Демьян» в Мариинском театре была отмечена премией «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» (2002 г.), а опера «Дети Розенталя» отмечена специальной премией жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» — «За инициативу в развитии современной российской оперы» (2006 г.)
В 2012 г. удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» — за балет «Утраченные иллюзии», поставленный в Большом театре.
Леонид Десятников — обладатель государственной премии РФ — за спектакль Александринского театра «Ревизор» (2003 г.).
Распечатать