Ideal of the „white ballet”.
Ideal of the „white ballet”.

						

Biography

Выдающаяся романтическая балерина XX столетия, с эталонными чувством стиля и музыкальностью

Родилась в Пекине (Китай) 18 марта 1943 г. Обучаться балету начала на Кубе (ее отец служил во Французском посольстве) у сестры Алисии Алонсо К. Мартинес. Вернувшись в Париж, продолжила занятия в Парижской национальной консерватории (класс Соланж Шварц). Также регулярно занималась у Ива Брие, Любови Егоровой, Сержа Перетти.

Дебютировала в 1961 г. в труппе Большой балет маркиза де Куэваса. Потом танцевала в труппе Жоржа Скибина (1962 г.). Затем - в труппе "Музыкальная молодежь Франции" (1962-68 гг.), которой руководил Пьер Лакотт. Встреча с ним - он вскоре стал ее мужем - предопределила ее дальнейшую творческую судьбу. Танцевала также в труппах Балет Рамбер, Балет Парижа под руководством Ролана Пети (1967 г.), Большой канадский балет (1968-69 гг.).

Гилен Тесмар и Микаэль Денар, будущие постоянные партнеры и всемирно известные танцовщики, стали открытием "Музыкальной молодежи Франции". Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее известную реконструкцию - балет "Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, поставленный в 1832 г. в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины Марии Тальони. "Сильфида" вернулась из небытия в качестве фильма-балета. Фильм показало французское ТВ, и все трое - балетмейстер Лакотт, Сильфида-Тесмар и Джеймс-Денар проснулись знаменитыми. В том же 1972 г. этот балет уже был воспроизведен на сцене Парижской оперы, и Тесмар была принята в труппу сразу в ранге этуали.

В ее репертуар входили все основные партии классического репертуара: Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора, Никия (картина "Тени" из балета "Баядерка"), Раймонда,
а также ведущие партии в балетах Дж. Баланчина "Агон" И. Стравинского, "Хрустальный дворец" на музыку Ж. Бизе, "Вальс", "Цыганка" и "Сонатина" на музыку М. Равеля, "Блудный сын" С. Прокофьева; Дж. Роббинса - "Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси, "Концерт соль мажор" на музыку М. Равеля Р. Пети - "Шехеразада" на музыку М. Равеля (мировая премьера, 1974 г.), "Фантастическая симфония" на музыку Г. Берлиоза и "Просветленная ночь" на музыку А. Шенберга (мировая премьера, 1976 г.), С. Лифаря - "Федра" Ж. Орика и "Видения" А. Соге, балете Э. Тюдора "Сиреневый сад" на музыку Э. Шоссона.

Танцевала в балетах М. Фокина и Б. Нижинской.

Танцевала в других балетах, реконструированных Пьером Лакоттом, в том числе партию Сванильды в "Коппелии" Л. Делиба (хореография А. Сен-Леона) - Парижская опера (1973 г. ), партию Флер-де-Шан в балете "Дева Дуная" А. Адана (хореография Ф. Тальони) - театр Колон (Буэнос-Айрес, 1978 г.)

На протяжении своей карьеры в Опере (она перестала танцевать в 1983 г.) регулярно в танцевала качестве приглашенной звезды в труппе Нью-Йорк сити балет.

В том же качестве выступала в Аргентине, Италии, Германии, на Кубе и др. странах.

Сотрудничала с выдающимися хореографами - Джорджем Баланчиным, Джеромом Роббинсом, Роланом Пети, Энтони Тюдором, Фредериком Аштоном, Энтони Тюдором, Кеннетом МакМилланом, Морисом Бежаром, Джоном Батлером, Жаном-Кристофом Майо, Уве Шольцем и др.

Среди наиболее известных партнеров - Микаэль Денар, Сирил Атанасов, Паоло Бортолуцци, Питер Мартинс, Рудольф Нуреев.

В 1972 г. исполнила ведущие партии в спектаклях Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) "Спящая красавица" и "Жизель".

В 1977 г. в составе балета Парижской оперы гастролировала в Москве (Большой театр и Кремлевский дворец), выступив в "Сильфиде", а также в балетах "Блудный сын", "Послеполуденный отдых фавна", "Концерт соль мажор".

В 1987 г. Рудольф Нуреев, возглавлявший тогда балетную труппу Парижской оперы, пригласил ее вернуться в качестве педагога. В настоящее время она ведет в Опере класс усовершенствования.
В качестве педагога приглашалась также в Королевский балет Ковент-Гарден.
Давала мастер-классы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.