|
Young soloist of The Bolshoi Theatre.
Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
Postcard.
|
As Nikia in La Bayadere.
Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
As Aurora in
The Sleeping Beauty. Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
As Odette in Swan Lake.
Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
As Odile in Swan Lake.
Alexander Rudenko as Prince Siegfried. Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
In the title part in Raymonda.
Mikhail Gabovich as Jean de Brienne. Photo by A. Vorotynsky (from the Bolshoi Theatre museum). |
As Diana de Mireille
in Flame of Paris. Photo by A. Vorotynsky. (from the Bolshoi Theatre museum). |
In the title part in Esmeralda.
Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
In the title part in Giselle.
Photo from the Bolshoi Theatre museum. Photo from the Bolshoi Theatre museum. |
As Lise in The Lady Peasant.
|
"Она расширила границы возможного в искусстве, которое строго оберегало постоянство своих границ. И о семеновской широте - широте ее жеста, аттитюда, прыжка - писалось не раз. Необходимо
добавить: Семенова углубила классический танец. Она выявила в нем непредвиденную эмоциональную и эстетическую глубину".
театровед Вадим Гаевский
Марина Тимофеевна Семенова родилась в Санкт-Петербурге 30 мая (12 июня) 1908 г. В 1925 г. по окончании Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета
имени А. Я.Вагановой), где и училась у Агриппины Вагановой, поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский) и уже на следующий год танцевала
центральные партии в балетах классического репертуара.
В 1930 г. перешла в Большой театр. В 1952 г. свою карьеру танцовщицы закончила.
Балерина, отличавшаяся технической виртуозностью, царственностью манер, скульптурностью поз и независимостью нрава на сцене и за кулисами, имела невероятное число поклонников, сумевших сохранить и
донести до наших дней ее "легенду". Несмотря на то, что была "первой среди равных" балерин своего поколения, чудом избежала репрессий (их не избежал ее муж), почти не получала премьер и была
вынуждена рано уйти со сцены.
Одной из первых советских балерин гастролировала за рубежом. В 1935-36 гг. по приглашению Сержа Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, выступила на сцене этого знаменитого
театра (партнером был сам Лифарь) - три раза в "Жизели" и три раза в программе, включавшей фрагменты из балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана", а также участвовала в
благотворительном концерте в пользу артистов балета - ветеранов Парижской оперы.
Снималась в кинофильмах "Концерт-вальс" ("Мосфильм", режиссеры И. Трауберг, М. Дубсон, 1941 г. ) и "Большой концерт" ("Мосфильм", режиссер В. Строева, 1951 г. ) .
В 1954-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 г. стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих
педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1997 г. - профессор РАТИ.
С 1953 г. является педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством совершенствовали свое мастерство ведущие балерины театра многих поколений - Майя Плисецкая, Римма Карельская,
Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко.
Репертуар в Большом театре
Никия, ману ("Баядерка" Л. Минкуса, хореография А. Горского, В. Тихомирова, 1930 г. )
Принцесса Флорина, Принцесса Аврора
("Спящая красавица" П. Чайковского, хореография М. Петипа, 1930г. )
рондо, вальс ("Тщетная предосторожность" П. Гертеля, хореография А. Горского, 1930 г.
)
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография А. Горского, режиссер В. Немирович-Данченко, 1930 г. )
Тао
Хоа ("Красный мак" Р. Глиэра, хореография Л. Лащилина, В. Тихомирова, 1930 г. )
лезгинка (опера "Руслан и Людмила" М.
Глинки, хореография Р. Захарова, 1931 г. )
Раймонда ("Раймонда" А. Глазунова, хореография А. Горского, 1931 г. )
Кончитта ("Комедианты" Р. Глиэра в постановке А. Чекрыгина, 1931 г. )
Китри ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского,
1931 г. )
Царь-девица ("Конек-горбунок" Ц. Пуни, хореография А. Горского, 1932 г. )
Диана Мирель ("Пламя
Парижа" Б. Асафьева в постановке В. Вайнонена, 1933 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Эсмеральда ("Эсмеральда" Ц. Пуни, хореография Ж. Перро, М. Петипа, 1934 г. )
Жизель ("Жизель" А. Адана, хореография А.
Горского, 1934 г. )
сильфида ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1935 г. )
Мария
("Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1936 г. )
Волшебная дева (опера "Руслан и Людмила" М. Глинки, хореография Р.
Захарова, 1936 г. )
Полина ("Кавказский пленник" Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1938 г. ) - первая исполнительница
Нимфа ("Иван Сусанин", хореография Р. Захарова, 1939 г. ) - первая исполнительница
Маша-принцесса ("Щелкунчик" П. Чайковского в постановке В. Вайнонена, 1939 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
лекури (опера "Абесалом и Этери" З. Палиашвили, хореография Д. Джавришвили, 1939 г. ) - первая исполнительница
Персидка (опера "Хованщина" М. Мусоргского, хореография Е. Долинской, 1941 г. )
Панночка ("Тарас Бульба" В. Соловьева-Седого в
постановке Р. Захарова, 1941 г. ) - первая исполнительница Уличная танцовщица ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1944 г. )
вальс ("Иван Сусанин", хореография Р. Захарова, 1945 г. )
морено ("Кармен" Ж. Бизе, хореография С. Кореня, 1945 г. ) -
первая исполнительница
Лиза Муромская "Барышня-крестьянка" Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1946 г. )
Золушка ("Золушка" С. Прокофьева,
хореография Р. Захарова, 1947 г. )
Мирандолина ("Мирандолина" С. Василенко в постановке В. Вайнонена, 1949 г. )
Царица бала ("Медный всадник" Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Награды
В 1937 г. получила звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
В 1941 г. - Сталинскую (Государственную II степени) премию.
В 1951 г. - звание "Народная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
В 1975 г. - "Народная артистка СССР".
В 1988 г. была удостоена звания "Герой Социалистического Труда".
В 1997 г. получила приз "Душа танца" журнала "Балет" (номинация "Мэтр танца").
В 1998 г. была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.
В 2003 г. получила Государственную премию
России.
В 2004 г. - премию Президента РФ в области литературы и искусства и премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".
Имеет три Ордена Трудового Красного знамени (1937, 1951, 1978 гг. ) .
Творчеству балерины посвящена книга С. Ивановой "Марина Семенова" (Москва, 1965 г. ) .
General partner of the Bolshoi Theatre is Ingosstrakh Insurance Company Privileged partner of the Bolshoi Theatre is GUM Privileged sponsor of the Bolshoi Theatre — TBank |
About | Repertoire | The People | Plan Your Visit | Partners |
---|---|---|---|---|