На репетиции с педагогомВалерием Лагуновым.Фoтo Дамира Юсупова.At the rehearsal.’Supervisor’ - Valery Lagunov.Photo by Damir Yusupov.At the rehearsal.’Supervisor’ - Valery Lagunov.Photo by Damir Yusupov.
На репетиции с педагогом
Валерием Лагуновым.
Фoтo Дамира Юсупова.At the rehearsal.
’Supervisor’ - Valery Lagunov.
Photo by Damir Yusupov.At the rehearsal.
’Supervisor’ - Valery Lagunov.
Photo by Damir Yusupov.
Торжество Спартака.Фото Дамира Юсупова.Triumph of Spartacus.Photo by Damir Yusupov.Triumph of Spartacus.Photo by Damir Yusupov.
Торжество Спартака.
Фото Дамира Юсупова.Triumph of Spartacus.
Photo by Damir Yusupov.Triumph of Spartacus.
Photo by Damir Yusupov.
На подъеме духа.Фото Дамира Юсупова.At a height of high spirit.Photo by Damir Yusupov.At a height of high spirit.Photo by Damir Yusupov.
На подъеме духа.
Фото Дамира Юсупова.At a height of high spirit.
Photo by Damir Yusupov.At a height of high spirit.
Photo by Damir Yusupov.
Новый выдающийся СпартакБольшого театра.Фото Дамира Юсупова.One more outstandingSpartacus of the Bolshoi.Photo by Damir Yusupov.One more outstandingSpartacus of the Bolshoi.Photo by Damir Yusupov.
Новый выдающийся Спартак
Большого театра.
Фото Дамира Юсупова.One more outstanding
Spartacus of the Bolshoi.
Photo by Damir Yusupov.One more outstanding
Spartacus of the Bolshoi.
Photo by Damir Yusupov.
Портрет.Фото Дамира Юсупова.A portrait.Photo by Damir Yusupov.A portrait.Photo by Damir Yusupov.
Портрет.
Фото Дамира Юсупова.A portrait.
Photo by Damir Yusupov.A portrait.
Photo by Damir Yusupov.
С Фригией - Анной Антоничевой.Фото Дамира Юсупова.Spartacus with Phrigia - Anna Antonicheva.Photo by Damir Yusupov.Spartacus with Phrigia - Anna Antonicheva.Photo by Damir Yusupov.
С Фригией - Анной Антоничевой.
Фото Дамира Юсупова.Spartacus with Phrigia - Anna Antonicheva.
Photo by Damir Yusupov.Spartacus with Phrigia - Anna Antonicheva.
Photo by Damir Yusupov.

Награды

В 1990 г. завоевал I премию международного конкурса танца «Приз Лозанны», Гран при Международного конкурса артистов балета в Париже, премию фестиваля Виньяле данца (Vignale Danza) в г. Турине (Италия), премию Фридерика Шопена, присуждаемую Артистической корпорацией Польши.
В 1991 г. — премию «За заслуги» среди юных талантов конкурса в Позитано (Италия), премию фестиваля Озимоданца (Osimodanza, г. Озимо, Италия), премию Союза писателей и деятелей искусства Кубы.
В 1995 г. получил грант Фонда принцессы Грейс (США).
В 2004 и 2007 гг. был награжден английской Национальной танц-премией Круга критиков (номинация «Классический танцовщик» по итогам 2003 и 2006 гг.).
В 2004 г. был номинантом премии Общества театров Вест Энда — премии имени Лоуренса Оливье. В 2007-м стал лауреатом этой премии.
В 2006 г. Лондонский столичный университет наградил его почетным званием доктора литературы.


						

Биография

Родился в Гаване (Куба) в 1973 г. в многодетной семье водителя грузовика. Увлекался брейк-дансом в ущерб занятиям в школе. Не желая, чтобы сын рос на улице, отец отдал его в балет. Оказалось, что у ребенка выдающиеся природные данные и способности к танцу. Окончил школу Национального балета Кубы (учился в том числе у прославленной Рамоны де Саа).

Фантастическая техника и мощь танца, характерные для кубинской школы, плюс темперамент, которым отличаются жители острова свободы вообще и афрокубинцы в частности, были хорошей предпосылкой для карьеры танцовщика. Но этот мачо (не частое и завораживающее явление в классическом балете) проявил себя не только как блистательный Актеон, но и как Принц Зигфрид и Граф Альберт. Мачо, несущий в себе черты «благородного танцовщика» — так называемого danseur noble, произвел сильнейшее впечатление на балетную общественность, которая востребовала его и в Техасе, и в Париже, в Москве и в Лиссабоне, и стал первым темнокожим премьером британского Королевского балета за всю его историю.

В 1989-91 гг. выступал в качестве приглашенного солиста с разными труппами, в том числе труппой Нового театра в Турине и театром Терезы Кареньо в Каракасе (Венесуэла).

В сезоне 1991/92 был приглашен Иваном Надем в Английский национальный балет. Дебютировал в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина (хореография Михаила Фокина). Танцевал ведущие партии в балетах Фокина «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера и «Сильфиды» («Шопениана»), в балетах Бена Стивенсона «Щелкунчик» П. Чайковского и «Золушка» С. Прокофьева. Был партнером Евы Евдокимовой и Людмилы Семеняки.

В 1992 г. поступил в труппу Национальный балет Кубы под руководством Алисии Алонсо, в 94-м был возведен в ранг премьера. В 1993 и 1994 гг. гастролировал в составе этой труппы в Мадриде, где исполнил партии — Графа Альберта в «Жизели» А. Адана, Базиля в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, Принца Зигфрида в «Лебедином озере» П. Чайковского (редакции А. Алонсо).

В конце 1993 г. был приглашен в качестве премьера в Хьюстонский балет под руководством Бена Стивенсона — дебютировал в США в партии Принца в балете «Щелкунчик» (хореография Б. Стивенсона). Затем исполнил здесь партии Принца Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Б. Стивенсона), Солора в балете «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. Петипа в редакции Б. Стивенсона), Базиля в балете «Дон Кихот» (хореография Б. Стивенсона), Па де де Бриттена (хореография Б. Стивенсона ), ведущие мужские партии — в балете «Этюды» на музыку К. Черни (хореография Харольда Ландера), «Симфония ре мажор» на музыку Й. Гайдна (хореография Иржи Килиана), партию Избранника в балете «Весна священная» И. Стравинского (хореография Глена Тетли).
В 1997 г. стал первым исполнителем партии Фредерика в балете Стивенсона «Дракула» на музыку Ф. Листа в обработке Дж. Ланчбери. В 1998 г. — первым исполнителем партии Мизгиря в балете Стивенсона «Снегурочка» на музыку П. Чайковского в обработке Дж. Ланчбери (в заглавной роли выступила Нина Ананиашвили).

В 1998 г. Энтони Дауэлл позвал его в Королевский балет Ковент Гарден, где он танцует и сейчас в ранге приглашенного премьера. Дебют состоялся в балете У. Форсайта «Посередине, немного на возвышении» на музыку Т. Уилемса.
Затем последовали Жан де Бриен в III акте балета «Раймонда» А. Глазунова (хореография Р. Нуреева), Колен в балете «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Фредерика Аштона), Принц Зигфрид в «Лебедином озере» (хореография М. Петипа, Л.Иванова), Актеон в па де де Дианы и Актеона (хореография Агриппины Вагановой), Брат в балете Кеннета МакМиллана «Мой брат, мои сестры» на музыку А. Шенберга и А. фон Веберна, Граф Альберт в балете «Жизель» (редакция Питера Райта), ведущая мужская партия в балете «Рапсодия» на музыку С. Рахманинова (хореография Ф. Аштона).

В концерте, которым открылось после реставрации здание театра Ковент Гарден (1 декабря 1999 г.), танцевал фрагмент балета «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа).
В сезоне 1999/2000 танцевал в балете Начо Дуато «Тихая заводь» на музыку Э. Гранадоса, исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик» (хореография П. Райта), мужское соло в балете «Глория» на музыку Ф. Пуленка (хореография К. МакМиллана), партию Франца в балете «Коппелия» Л. Делиба (хореография Нинетт де Валуа), Фавна в «Послеполуденном отдыхе фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография Вацлава Нижинского), партию Де Грие в балете «Манон» на музыку Ж. Массне (хореография К. МакМиллана), Вестника смерти в балете «Песнь о земле» на музыку Г. Малера (хореография К. МакМиллана), Косматого в балете «Игра тени» на музыку Ш. Кеклена (хореография Энтони Тюдора).
Был первым исполнителем партий в балетах — «Скрытая переменная» на музыку К. Мэттьюза (хореография Эшли Пейджа, 1999 г.), «3:4» на музыку Ф. Шуберта (хореография Уильяма Такетта).
В сезоне 2001/02 исполнил партию Базиля в балете «Дон Кихот» (редакция Р. Нуреева), заглавную партию в балете «Аполло» И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина).
В 2004 г. выступил с Королевским балетом в балетах Дж. Баланчина — «Агоне» И. Стравинского (па де де с Зенаидой Яновски) и «Блудном сыне» С. Прокофьева (заглавная партия, Сирена — Сильви Гиллем).
8 июня 2006 г. принял участие в гала-концерте по случаю 75-летия Королевского балета (среди публики была королева Елизавета II), исполнив па де де из балета «Корсар» (партнерша Дарси Бассел).
В сезоне 2006/07 дебютировал в партии Кронпринца Рудольфа в балете «Майерлинг» на музыку Ф. Листа (хореография К. МакМиллана).

Летом 2002 г. в качестве приглашенного солиста принял участие в сезоне Американского балетного театра (АБТ) на сцене Метрополитен-оперы, в течение которого исполнил партии — Принца Дезире в III акте балета «Спящая красавица» П. Чайковского (редакция К. МакМиллана), Оберона в балете «Сон» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (хореография Ф. Аштона), Колена в балете «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Ф. Аштона), Конрада в балете «Корсар» А. Адана (редакция Анны-Мари Холмс).
В 2003-м в качестве премьера участвовал в осеннем сезоне АБТ в Нью-йоркском сити центре, добавив в свой репертуар Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина) и Гран па классик из балета «Раймонда» А. Глазунова (редакция Анны-Мари Холмс).

Выступал в качестве приглашенного солиста с труппами России, Японии, Португалии, Испании, Италии, Германии, Франции, Чили, Аргентины, Греции, Турции.

В 2002 г. поставил автобиографический спектакль «Токороро — кубинская сказка» (токороро считается национальной птицей, поскольку ее оперение повторяет цвета кубинского флага; в данном случае — прозвище главного героя). Премьера состоялась на Кубе в Большом театре Гаваны (исполнители были набраны в Кубинской национальной академии современного танца), и ее посетил Фидель Кастро. В 2003 г. постановка была показана в Лондоне на сцене театра Сэдлерс Уэллс с таким успехом, что оказалась в «прокате» и на будущий год. В 2004 г. она шла на сцене Сэдлерс Уэллс и на сцене бирмингемского «Ипподрома». В 2005 г. «Токороро» отправился в турне, а в 2006-м вновь был показан в Лондоне, на сей раз на сцене театра Колизей. (А в Сэдлерс Уэллс незадолго до того прошли тоже чрезвычайно успешные концерты предприятия «Карлос Акоста и его друзья из Королевского балета»).

Из дневника продюсера «Токороро» Энди Вуда: «Это не балет в обычном смысле слова. Это смесь, которую только Карлос может произвести, которая опирается на его школу и тот опыт, что он приобрел на ведущих сценах мира. Все это возвращается домой и соединяется — в обрамлении современного танца — с афрокубинским уличным танцем, который и есть настоящее биение сердце танцующей Гаваны. Он мог бы ничего не делать в Гаване, этот ее сын-избранник, который на самом деле никогда не уезжал отсюда, но так редко здесь танцевал. Но он избрал другое — захотел сделать шоу, которым как будто говорит: посмотрите на этот танец, это мой танец, это наш танец. Вот и балет, и наш танец, и смотрите, они имеют одинаковую ценность».

Первая автобиография была «написана» языком танца. К концу 2007 г. должна выйти написанная «от руки». И по этой книге даже уже собираются снимать фильм.