Биография
Его судьба представляет собой тот редкий случай, когда человеку удается не пройти мимо своего призвания, невзирая на то, что обстоятельства его жизни этому никак не способствуют. Ярослав Сех родился в селе Гонятычи Львовской обл. В 1945 г. поступил во Львовское железнодорожное училище. Но во время учебы пришел в самодеятельный танцевальный кружок, благодаря чему его судьба и совершила стремительный поворот на 180 градусов. В 1946 г. в возрасте шестнадцати лет он поступает во Львовское хореографическое училище, а спустя два года уже танцует в составе труппы Львовского театра оперы и балета. В 1949 г., к тому времени, уже точно осознавая, что угадал свой путь, приезжает в Москву и поступает в предвыпускной класс Московского хореографического училища, где одним из ведущих его педагогов становится легендарный Николай Тарасов, очевидно, сумевший не только отлично подготовить его к службе в Большом театре, но и передать навыки преподавательской работы.
В 1951 г. по окончании Московского хореографического училища он бы принят в балетную труппу Большого театра, где очень быстро обратил на себя внимание как прекрасный характерный танцовщик. Замечательные данные, помноженные на эффектную сценическую внешность, незаурядный исполнительский азарт и актерскую харизму обеспечивали ему большой зрительский успех, иногда не уступавший тому, что выпадал на долю выступавших с ним в тех же спектаклях исполнителей ведущих партий. Постепенно он и сам выдвинулся в их ряды. К числу несомненных завоеваний Ярослава Сеха относится партия Паганини в одноименном балете Леонида Лавровского на музыку С. Рахманинова (1960 г.), которая и создавалась с учетом его внешних и артистических данных. Критика единодушно отмечала, что образ скрипача и мятущейся души был создан им на редкость убедительно. Среди других лучших и любимых партий – Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1956 г.), Георгий («Гаяне» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена), Тореадор («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1958 г.), Ли Шан-фу («Красный цветок» Р. Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1959 г.), Иванушка («Конек-горбунок» Р. Щедрина, хореография А. Радунского, 1960 г.), Данила («Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1960 г.), Ленни («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1961 г.), Пьетро («Ванина Ванини» Н. Каретникова, хореография Н. Касаткиной, В. Василёва, 1963 г.), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, постановка К. Боярского, 1964 г.), Гладиатор («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1971 г.), Куман (картина «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1972 г.), Лесничий (1972, «Жизель», А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М.И. :Петипа в редакции Л. Лавровского, 1972 г.). В характерном танце ему не было равных в «Раймонде» А. Глазунова (Панадерос, редакция Л. Лавровского, 1954 г.), «Лебедином озере» (Испанский, первый исполнитель в постановке А. Мессерера, 1956 г.), «Лауренсии» А. Крейна (Фламенко, хореография А. Чабукиани, первый исполнитель в Большом театре, 1956 г.). Сам Ярослав Данилович, посмеиваясь, говорил, что никогда не считал себя принцем. Однако и роль Принца ему также пришлось исполнить – в балете «Золушка» С. Прокофьева (хореография Р. Захарова, 1968 г.), продемонстрировав чистоту владения техникой классического танца.
В 1973 г. по завершении артистической карьеры начал преподавать в Государственном институте театрального искусства/ ГИТИС, балетмейстерский факультет которого окончил в 1962 г. С 1989 г. – в «ранге» профессора кафедры хореографии балетмейстерского факультета. Был любимым педагогом нескольких поколений студентов, гордостью балетмейстерского факультета.
Умер в Москве.
Умер 19 ноября в Москве. Похоронен на Николо-Хованском кладбище.
Распечатать