Награды
1996 г. — премия Школы американского балета (Mae L. Wien Award) за постановку балета «Воспоминания» для студентов школы (1995 г.).
1997 г. — премия им. Мартина Е. Сигала (театрального деятеля родом из Витебска) от Линкольн-центра (как хореографу, подающему надежды).
2000 г. — премия Американской хореографии, присуждаемая в различных номинациях за хореографию «в союзе с камерой» (за хореографию фильма «Авансцена»).
2001 г. — премия им. Брендана Гилла (журналиста) Артистического сообщества Нью-Йорка за постановку балета «Хитрые маневры» в НЙСБ; английская Национальная танц-премия Круга критиков (National Dance Awards Critics' Circle) в номинации «Лучший хореограф в балете» за постановку балета «Полифония» в НЙСБ.
2002 г. — титул «Библиотечный лев» от Нью-Йоркской публичной библиотеки, где выступал с лекциями.
2003 г. — английская премия Общества театров Вэст Энда — престижная премия имени Лоуренса Оливье за «Полифонию», которая была показана в 2002 г. в рамках проекта «Концертные танцы» на сцене лондонского театра Сэдлерс Уэллс в исполнении артистов НЙСБ.
2004 г. — Национальная танц-премия Круга критиков в номинации «Лучший хореограф в балете» за постановку балета «Бросок» для труппы Балет Сан-Франциско.
2013 г. — премия имени Лоуренса Оливье за «Aeternum», приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за постановку балета «Золушка» С. Прокофьева, осуществленную для Нидерландского национального балета (сезон 2011/12).
2014 г. — Премия Леонида Мясина (Позитано) в категории «Хореограф года».
2015 г. — приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за постановку балета «Зимняя сказка» (Королевский балет Ковент-Гарден);
американская театральная премия «Тони» за лучшую работу хореографа (мюзикл «Американец в Париже»), американского Открытого круга критиков, работающих не для нью-йоркских СМИ за лучшую работу режиссера и хореографа («Американец в Париже»).
2016 г. — орден Британской Империи (степень офицера);
звание почетного члена Американской академии искусств и наук.
Биография
«Отправной точкой для Уилдона всегда является музыка и те впечатления, которые она вызывает. Он считает, что музыка и движение должны быть связаны воедино. Он всячески приветствует творческие предложения артистов во время репетиций и дает им возможность импровизировать. В то же время он любит провоцировать их на что-то новое, не очень для них привычное. Интересы Уилдона — где-то между абстрактной и повествовательной хореографией. Выбрав сюжет или тему и придумав структуру, он в итоге предлагает скорее условное место, время или ситуацию, чем буквальный рассказ о событии. Но как бы там ни было, всегда пытается найти способ использовать язык классического балета для создания свежей и необычной хореографии, которая была бы равно интересна как зрителям, так и танцовщикам».
Английский балетный критик Джон Персиваль
Родился 22 марта 1973 г. в г. Йовиле (графство Сомерсет, Великобритания). Учиться балету начал в частной школе в возрасте восьми лет. В 11 поступил в Школу Королевского балета, окончив которую в 1991 г., был принят в эту труппу. В том же году завоевал золотую медаль престижного международного балетного конкурса «Приз Лозанны», на котором, в частности, исполнял номер собственного сочинения на музыку Б. Бриттена. Будучи в труппе Королевского балета, исполил ряд небольших партий в балетах Ф. Аштона, К. МакМиллана и др.
В 1993 г. был приглашен в Нью-Йорк сити балет (НЙСБ), в
Танцевал в балетах Дж. Баланчина «Чакона» на музыку К.В. Глюка, «Дивертисмент номер 15» на музыку В.А. Моцарта, «Доницетти-вариации» на музыку Г. Доницетти, «Четыре темперамента» П. Хиндемита, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, «Шотландская симфония» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди, «Щелкунчик» П. Чайковского; Джерома Роббинса — «Концерт» на музыку Ф. Шопена, «Танцы на вечеринке» на музыку Ф. Шопена, «Гольдберг-Вариации» на музыку и.С. Баха, «Инвенции — Вторая и Третья части» на музыку И.С. Баха и др.
Был одним из первых исполнителей партий в балетах «Эпизоды и сарказмы» на музыку С. Прокофьева (хореография Р. Таннера, 1994 г.), «Экстравагантность»/ "La Stravaganza" на музыку А. Вивальди, Э. Фиккары, Р. Нормандо и др. (хореография А. Прельжокажа, 1997 г.).
Был занят в премьерах балетов Роббинса «Сюита из Вестсайдской истории» и «Бранденбург» на музыку И.С. Баха; балетов Питера Мартинса «Симфонические танцы» на музыку С. Рахманинова, «Реликварий» Ч.Вуринена и «Лебединое озеро» П. Чайковского (по М. Петипа и Л. Иванову).
В качестве хореографа попробовал себя в 1995 г.
В 1997 г. поставил для НЙСБ «Славянские танцы» на музыку А. Дворжака в рамках «Проекта Даймонда» (ежегодного фестиваля новых работ НЙСБ).
В 1999 г. поставил «Балетные сцены» И. Стравинского для workshop’а (мастерской) Школы американского балета и получил предложение стать приглашенным хореографом Бостонского балета.
В 2000 г. — вновь для «Проекта Даймонда» — поставил «Хитрые маневры» на музыку Д. Шостаковича и решил оставить карьеру танцовщика, чтобы целиком сосредоточиться на сочинении балетов.
В сезоне 2000/01 получил предложение стать «резидентом» труппы Нью-Йорк сити балет: поставил балеты «Полифония» на музыку Д. Лигети и «Серьезные вариации» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и был провозглашен (2001 г.) первым в истории труппы постоянным хореографом (Resident Choreographer) НЙСБ.
Затем он поставил для НЙСБ балеты:
2002
«Морфозы» на музыку Д. Лигети («Проект Даймонда»)
«Карусель (танец)» на музыку Р. Роджерса
2003
«Карнавал животных» на музыку К. Сен-Санса
«Литургия» на музыку А. Пярта
2004
«Лжебарды» Дж. МакМиллана
2005
«После дождя» на музыку А. Пярта
«Американец в Париже» на музыку Дж. Гершвина
2006
«Клавир» на музыку «Хаммерклавира» Л. ван Бетховена
«Вечереет»/ "Evenfall" на музыку Б. Бартока («Проект Даймонда»)
2007
«Соловей и роза» Б. Шенга по мотивам одноименной сказки О. Уайльда
2012
«Колокола» на музыку Ж. Бизе
2013
«Место и для нас» на музыку А. Превена, Л. Бернстайна
Летом 2007 г. покинул НЙСБ и на Международном фестивале танца в долине Вейл (штат Колорадо) представил свою собственную труппу «Морфозы», имя которой дало название его собственного балета, сразу же вошедшего в ее репертуар. «Морфозы» не имели постоянного состава, зато в их состав входили известные танцовщики из ведущих балетных трупп разных стран, в том числе Анастасия Яценко, в то время ведущая солистка Большого балета. В период своего руководства этой труппой
Уилдон — один из самых востребованных хореографов мира. Он сотрудничал со многими известными труппами, среди которых:
Королевский балет Ковент-Гарден — «Павана на смерть инфанты» на музыку М. Равеля (1996 г., мировая премьера); «Королевский балет» на музыку Л. ван Бетховена (1998 г., тур труппы по английским городам, мировая премьера); «Там, где она любила» на музыку Ф. Шопена и К. Вайля (2000 г., мировая премьера, на студийной сцене); «Встреча»/ "Tryst" на музыку Дж. МакМиллана (2002 г., мировая премьера); «Полифония» (2003 г.); "DGV" («Движение на большой скорости»/ "Danse a Grande Vitesse") на музыку М. Наймана (2006 г., мировая премьера; в 2012 г. в НЙСБ), «Электрический контрапункт» на музыку И.С. Баха и С. Райха (2008 г.), полнометражный балет «Алиса в Стране чудес» Дж. Тэлбота по мотивам сказочной повести Л. Кэрролла (совместная постановка с Национальным балетом Канады, 2011 г.), "Aeternum"/ «Вечно» на музыку Симфонии-реквиема Б. Бриттена (2013 г., мировая премьера), полнометражный балет «Зимняя сказка» Дж. Тэлбота по одноименной пьесе У. Шекспира (совместная постановка с Национальным балетом Канады, 2014 г.).
(Для Школы Королевского балета поставил балет «Шубертиада» на музыку Ф. Шуберта (1994 г.) и возобновил фрагменты балета «Воспоминания» на музыку С. Барбера (2001 г.)
В 2012 г. стал ассоциированным артдиректором Королевского балета.
Балет Колорадо (г. Денвер) — «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (1997 г., премьера его версии)
Балет Бостона — «Жар-птица» И. Стравинского (1999 г., премьера его версии); «Экстаз корибантов» на музыку Л. Бернстайна (1999 г., мировая премьера); «Времена года» на музыку А. Вивальди (2000 г., мировая премьера); «Полифония» (март 2007 г.)
Балет Сан-Франциско — «Морские картины» на музыку Э. Элгара (2000 г., мировая премьера); «Континуум» на музыку Д. Лигети (2002 г., мировая премьера); «Полифония» (2003 г.); «Бросок»/ "Rush" на музыку Б. Мартину (2003 г., мировая премьера на Эдинбургском фестивале, по заказу которого был поставлен); «Кватернарный» на музыку И.С. Баха, Дж. Кейджа, А. Пярта, С. МакКи (2006 г., мировая премьера); «Карусель (танец)» (март 2007 г.), «Золушка» (2013 г.).
Гамбургский балет — «VIII» на музыку Б. Бриттена (2001 г., мировая премьера); «Хитрые маневры» (2001 г.); «Полифония» (2005 г.)
Большой канадский балет Монреаля/Les Grands Ballets Canadiens de Montreal — «Полифония» (2004 г.)
Балет Пенсильвании (г. Филадельфия) — «Лебединое озеро» П. Чайковского (2004 г., мировая премьера его версии, с фрагментами хореографии М. Петипа и Л. Иванова)
Вашингтонский балет — «Там, где она любила» (2005 г.)
Балет Цюрихской оперы — «Континуум» (2006 г.)
Балет Хьюстона — «Карнавал животных» (май 2007 г.)
Национальный балет Канады (г. Торонто) — «Полифония» (июнь 2007 г.)
Американский театр балета (АБТ) — «Тринадцать переключений» на музыку Diversions для фортепиано (левой руки) с оркестром Б. Бриттена (2011 г.)
Нидерландский национальный балет — «Золушка» С. Прокофьева (совместная постановка с Балетом Сан-Франциско, 2012 г.)
Джоффри балет — «Щелкунчик» П. Чайковского
и другие
В 2006 г. поставил балет «Для четверых»/ "For Four" на музыку Ф. Шуберта в рамках проекта «Короли танца» (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти в Калифорнии), в котором приняли участие звезды мирового балета Итан Стифел, Йохан Кобборг, Анхел Корейя и Николай Цискаридзе. В рамках того же проекта балет был показан на сцене Большого театра.
Его постановки с большим успехом показывались на Эдинбургском международном фестивале искусств. Представления балета «Лебединое озеро» в исполнении Пенсильванского балета шли в сопровождении Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева (2005 г.).
В 2007 г. специально для балетной труппы Большого театра поставил балет «Misericordes» (лат.: милосердные) на музыку Третьей симфонии Арво Пярта. Изначально предполагалось, что балет будет поставлен на сюжет пьесы «Гамлет» У. Шекспира. Но после первого этапа репетиционной работы Уилдон изменил своё намерение и решил поставить абстрактный опус, в котором, однако, прослеживались реминисценции с этой пьесой и ощущался средневековый колорит, обусловленный и самой музыкой, написанной как грандиозное средневековое песнопение.
В 2000 г. в качестве хореографа принял участие в постановке художественного кинофильма «Авансцена» Н. Хитнера («Коламбия пикчерз», среди исполнителей звезды балета Итан Стифел, Джули Кент).
В 2002 г. стал хореографом бродвейского мюзикла «Сладкий аромат успеха» М. Хэмлиша в постановке Н. Хитнера.
В 2012 г. совместно с А. Марриоттом создал номер для церемония закрытия XXX летних Олимпийских игр в Лондоне.
Выступил в качестве режиссера и хореографа мюзикла «Американец в Париже». Премьера состоялась в парижском театре Шатле (2014 г.). Затем спектакль шел на Бродвее (театр Палас, 2015-16), в бостонском театре Ванг (2016-18) и театре Доминион в лондонском Вэст Энде (2017-18). Мировая премьера фильма, созданного по этой постановке (режиссеры Уилдон и Р. МакГиббон) состоялась в мае 2018 г.
Был артистическим директором выставки Fashion Forward (ретроспектива трех столетий европейской моды) в парижском Музее декоративного искусства (2016 г.).
Был режиссером (и также выступил в качестве хореографа) на гала-презентации мюзикла «Бригадун» Ф. Лоу по пьесе А.Д. Лернера в Нью-Йорк сити центре (2017 г.).
Распечатать