В партии Китри в балете «Дон Кихот».
 Фото из музея Большого театра.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
Фото из музея Большого театра.
Портрет кисти Александра Герасимова.
Портрет кисти Александра Герасимова.
В партии Оксаны в балете «Тарас Бульба».
 Фото из музея Большого театра.
В партии Оксаны в балете «Тарас Бульба».
Фото из музея Большого театра.
Общественный деятель.
 Фото из музея Большого театра.
Общественный деятель.
Фото из музея Большого театра.
Вручается государственная награда.
 Фото из музея Большого театра.
Вручается государственная награда.
Фото из музея Большого театра.
Половецкие пляски. Чага.
 Фото из музея Большого театра.
Половецкие пляски. Чага.
Фото из музея Большого театра.
Вальпургиева ночь. Вакханка.
 Фото из музея Большого театра.
Вальпургиева ночь. Вакханка.
Фото из музея Большого театра.

Награды

1937 г. — орден «Знак почета».
1941 г. — стала лауреатом только что учрежденной Сталинской (Государственной) премии — I степени, «за выдающиеся заслуги в области балетного искусства».
1942 г. — получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1946 г. — Сталинская (Государственная) премия I степени (за исполнение заглавной партии в балете «Золушка»).
1947 г. — получает Сталинскую (Государственную) премию I степени (за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа»); I премию I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге и звание «Народная артистка РСФСР».
1950 г. — Сталинская (Государственная) премия II степени (за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак»).
1951 г. — получает звание «Народная артистка СССР» и орден Трудового Красного знамени.
1966 г. — еще один орден Трудового Красного знамени.
1971 г. — орден Ленина.
1986 г. — орден Октябрьской революции.
1996 г. — удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2000 г. — приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).

Кроме того, была награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями Германии, Швеции, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, высшим орденом Филиппин.
Являлась членом множества иностранных и российских академий.


						

Биография

«Но главное — никогда больше я не встречал балерины, для которой танец был бы таким наслаждением...
О Лепешинской с самого начала ее сценической карьеры говорили, что она актриса ярко выраженного комедийного дарования. А много ли в балетном репертуаре комедийных партий? И она танцевала всё — «Лебединое озеро», «Красный мак»... При ее виртуозной, совершенной технике недоступного не было. Но, конечно, самой великолепной и до сих пор не превзойденной осталась ее Китри в «Дон Кихоте». И единственная была она в «Хозяйке гостиницы» («Мирандолине» — ред.). После премьеры этого балета наш замечательный драматический актер Анатолий Кторов сказал: «Это невероятно, но я слышал сегодня весь текст Гольдони».

танцовщик, хореограф, педагог и партнер Ольги Лепешинской
Петр Гусев

Ольга Васильевна Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 г. В 1933 г. по окончании Московского хореографического училища (педагог Александр Чекрыгин) поступила в Большой театр и сразу же выдвинулась в ряды ведущих танцовщиц труппы. В 21 год получила свой первый орден, в 24 была избрана депутатом Моссовета. И в дальнейшем ее успешной балетной карьере сопутствовала кипучая общественная деятельность. Она была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ), с 1996 г. — председателем ЦДРИ, с 2003 г. — почетным председателем. Активно работала в Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в частности, была членом правления или вице-президентом «обществ дружбы и связей» с Японией, США, Швецией, Венгрией. В 1997 г. стала профессором Российской академии театрального искусства (РАТИ), в последние годы неоднократно возглавляла государственную экзаменационную комиссию на балетмейстерском факультете РАТИ.

В годы войны была одним из самых активных членов фронтовых бригад Большого театра.
Карьеру танцовщицы закончила в 1963 г. и начала заниматься педагогической деятельностью. Как педагог «дебютировала» в Риме. Затем по инициативе Вальтера Фельзенштейна создавала совместно с Томом Шиллингом балетную труппу в берлинском театре Комише опер. Преподавала в Италии, ГДР, Швеции, Венгрии, Австрии, Югославии, Японии, Филиппинах и других странах.
В течение долгих лет была председателем оргкомитета Международного конкурса артистов балета в Москве, затем — почетным председателем. С 1991 г. являлась президентом Российской хореографической ассоциации.

Репертуар

Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1933 г.)
Амур («Пламя Парижа» Б.Асафьева в постановке В.Вайнонена, 1933 г.) — первая исполнительница в Большом театре
солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1934 г.)
Суок («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г.) — первая исполнительница
Зина («Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.)
Жанна («Пламя Парижа», 1936 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.)
Полина
(«Кавказский пленник» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1938 г.)
Нимфа (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1939 г.)
Маша-принцесса («Щелкунчик», 1939 г.)
Светлана («Светлана» Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1939 г.) — первая исполнительница
Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1940 г.)
Оксана («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого хореография Р.Захарова, 1941 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография 4-го акта А.Мессерера, 1941 г.)
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1943 г.)
Ассоль («Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко и Л. Поспехина, 1943 г.)
Чага
(картина «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1944 г.)
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р.Захарова, 1945 г.) — первая исполнительница
Лиза Муромская «Барышня-крестьянка» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1946 г.)
солистка (балетная картина в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, постановка и хореография Р. Захарова, 1948 г.)
Мирандолина («Мирандолина» С.Василенко в постановке В.Вайнонена, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Параша («Медный всадник» Р.Глиэра в постановке Р.Захарова, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Тао Хоа («Красный мак» Р.Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г.)
Персидка (опера «Хованщина» М.Мусоргского, хореография С.Кореня, 1950 г.)
Фадетта («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л.Лавровского, 1952 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.)
Сари («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1959 г.— первая исполнительница в Большом театре

Снималась в первом поставленном в стране оригинальном телебалете «Граф Нулин» на музыку Б. Асафьева (ЦТ, постановка В. Варковицкого, 1959 г.)
Имела обширный концертный репертуар, созданный специально для нее.

Умерла 20 декабря 2008 г. в Москве.