|
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
Фото из музея Большого театра. |
Портрет кисти Александра Герасимова.
|
В партии Оксаны в балете «Тарас Бульба».
Фото из музея Большого театра. |
Общественный деятель.
Фото из музея Большого театра. |
Вручается государственная награда.
Фото из музея Большого театра. |
Половецкие пляски. Чага.
Фото из музея Большого театра. |
Вальпургиева ночь. Вакханка.
Фото из музея Большого театра. |
1937 г. — орден «Знак почета».
1941 г. — стала лауреатом только что учрежденной Сталинской (Государственной) премии — I степени, «за выдающиеся заслуги в области балетного искусства».
1942 г. — получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1946 г. — Сталинская (Государственная) премия I степени (за исполнение заглавной партии в балете «Золушка»).
1947 г. — получает Сталинскую (Государственную) премию I степени (за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа»); I премию I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге и звание «Народная артистка РСФСР».
1950 г. — Сталинская (Государственная) премия II степени (за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак»).
1951 г. — получает звание «Народная артистка СССР» и орден Трудового Красного знамени.
1966 г. — еще один орден Трудового Красного знамени.
1971 г. — орден Ленина.
1986 г. — орден Октябрьской революции.
1996 г. — удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2000 г. — приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).
Кроме того, была награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями Германии, Швеции, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, высшим орденом Филиппин.
Являлась членом множества иностранных и российских академий.
«Но главное — никогда больше я не встречал балерины, для которой танец был бы таким наслаждением...
О Лепешинской с самого начала ее сценической карьеры говорили, что она актриса ярко выраженного комедийного дарования. А много ли в балетном репертуаре комедийных партий? И она танцевала всё — «Лебединое озеро», «Красный мак»... При ее виртуозной, совершенной технике недоступного не было. Но, конечно, самой великолепной и до сих пор не превзойденной осталась ее Китри в «Дон Кихоте». И единственная была она в «Хозяйке гостиницы» («Мирандолине» — ред.). После премьеры этого балета наш замечательный драматический актер Анатолий Кторов сказал: «Это невероятно, но я слышал сегодня весь текст Гольдони».
танцовщик, хореограф, педагог и партнер Ольги Лепешинской
Петр Гусев
Ольга Васильевна Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 г. В 1933 г. по окончании Московского хореографического училища (педагог Александр Чекрыгин) поступила в Большой театр и сразу же выдвинулась в ряды ведущих танцовщиц труппы. В 21 год получила свой первый орден, в 24 была избрана депутатом Моссовета. И в дальнейшем ее успешной балетной карьере сопутствовала кипучая общественная деятельность. Она была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ), с 1996 г. — председателем ЦДРИ, с 2003 г. — почетным председателем. Активно работала в Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в частности, была членом правления или вице-президентом «обществ дружбы и связей» с Японией, США, Швецией, Венгрией. В 1997 г. стала профессором Российской академии театрального искусства (РАТИ), в последние годы неоднократно возглавляла государственную экзаменационную комиссию на балетмейстерском факультете РАТИ.
В годы войны была одним из самых активных членов фронтовых бригад Большого театра.
Карьеру танцовщицы закончила в 1963 г. и начала заниматься педагогической деятельностью. Как педагог «дебютировала» в Риме. Затем по инициативе Вальтера Фельзенштейна создавала совместно с Томом Шиллингом балетную труппу в берлинском театре Комише опер. Преподавала в Италии, ГДР, Швеции, Венгрии, Австрии, Югославии, Японии, Филиппинах и других странах.
В течение долгих лет была председателем оргкомитета Международного конкурса артистов балета в Москве, затем — почетным председателем. С 1991 г. являлась президентом Российской хореографической ассоциации.
Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1933 г.)
Амур («Пламя Парижа» Б.Асафьева в постановке В.Вайнонена, 1933 г.) — первая исполнительница в Большом театре
солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1934 г.)
Суок («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г.) — первая исполнительница
Зина («Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.)
Жанна («Пламя Парижа», 1936 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.)
Полина («Кавказский пленник» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1938 г.)
Нимфа (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1939 г.)
Маша-принцесса («Щелкунчик», 1939 г.)
Светлана («Светлана» Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1939 г.) — первая исполнительница
Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1940 г.)
Оксана («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого хореография Р.Захарова, 1941 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1943 г.)
Ассоль («Алые паруса» В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко и Л. Поспехина, 1943 г.)
Чага (картина «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1944 г.)
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р.Захарова, 1945 г.) — первая исполнительница
Лиза Муромская «Барышня-крестьянка» Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1946 г.)
солистка (балетная картина в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, постановка и хореография Р. Захарова, 1948 г.)
Мирандолина («Мирандолина» С.Василенко в постановке В.Вайнонена, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Параша («Медный всадник» Р.Глиэра в постановке Р.Захарова, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Тао Хоа («Красный мак» Р.Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г.)
Персидка (опера «Хованщина» М.Мусоргского, хореография С.Кореня, 1950 г.)
Фадетта («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л.Лавровского, 1952 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.)
Сари («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1959 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Снималась в первом поставленном в стране оригинальном телебалете «Граф Нулин» на музыку Б. Асафьева (ЦТ, постановка В. Варковицкого, 1959 г.)
Имела обширный концертный репертуар, созданный специально для нее.
Умерла 20 декабря 2008 г. в Москве.
Распечатать
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах» Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк» |
О театре | Репертуар | Артисты и администрация | Визит в театр | Партнеры |
---|---|---|---|---|