Награды

Его работы удостоены многих наград, среди них премия фонда Франце Прешерна, а также премий за лучшую сценографию ряда фестивалей – старейшего в Словении театрального фестиваля в Мариборе «Встреча у Бортшника», крупнейшего в Юго-Восточной Европе Международного театрального фестиваля MESS (Сараево), Международного театрального фестиваля малых сцен в Риеке (Хорватия) и фестиваля театра и драмы балканских стран в Нише (Сербия) «Пересечения театральных дорог».

				
Марко Япель

Биография

Изучал архитектуру в Любляне. В качестве сценографа впервые выступил на постановке спектакля «Гедда Габлер» по одноименной пьесе Г. Ибсена в Академии театра и кино Любляны. В профессиональном театре – Национальном драматическом театре Марибора дебютировал в 1987, оформив спектакль по пьесе А. Чехова «Три сестры».

В настоящее время на его счету более двухсот разножанровых постановок (драма, опера, балет, танец модерн) в театрах Словении и других стран, среди которых Национальные театры в Загребе, Риеке (Хорватия), Белграде (Сербия), Подгорице (Черногория) и Братиславе (Словакия), Цюрихский опера, Бухарестская опера, Латвийская национальная опера (Рига), Королевский балет Фландрии (Антверпен), Нидерландский театр танца/ NDT I, Опера Меца (Франция), театры Германии – в Дармштадте, Вуппертале, Дортмунде и Аугсбурге, им. Аалто в Эссене, Штутгартский балет, Венская государственная опера, балет Западной Австралии (Перт), Большой балет Канады (Монреаль), Бирмингемский королевский балет, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета/ НОВАТ (Новосибирск) и другие.

Совместно с балетмейстером Эдвардом Клюгом работал над постановками для балетной труппы Словенского национального театра в Мариборе и других театров: «Танго» (1998, Риека, Бухарест), «Слезы»/ Lacrimas (2002), «Радио и Джульетта» на музыку группы Radiohead (2005), «Архитектура тишины» (2006, совместная постановка Словенских национальных театров в Мариборе и Любляне), «Прет-а-порте» (2008), «Наблюдая за другими» (2010), «Весна священная» (2012), «Сон Хилла Харпера» (2013, мировая премьера – Цюрихский балет), «Ума плата» (2015, мировая премьера – Цюрихский балет), «Пер Гюнт» (2015), «Хора» (программа «Контрасты», 2017, мировая премьера – Балет Дортмунда), «Испытание»/ Proof (2017, мировая премьера – NDT I), «Фауст» (2018, мировая премьера – Цюрихский балет), «Кикэц» (2018), «Петрушка», «Паттерны в три четверти» (2019, мировая премьера – Штутгартский балет), «Кармина Бурана» (2019, мировая премьера – Большой балет Канады), «Апертура» (2019, мировая премьера – NDT I), «Источник» (2021, мировая премьера – Штутгартский балет).

В 1995–97 был приглашенным профессором и заведующим кафедры сценографии в Венском университете прикладных искусств.

В 2018 впервые работал в Большом театре на постановке балета «Петрушка» И. Стравинского (хореограф Э. Клюг).