Биография
Дебют в качестве хореографа состоялся в 1999 г. на постановке мюзикла «Анонимное общество», основанного на песнях Жака Бреля (режиссер Эндрю Уэйл). С тех пор поставил свыше пятидесяти хореографических опусов и получил множество наград, в том числе две премии Лоуренса Оливье, три премии немецкого журнала (Ballet)Tanz (лучшая хореография – 2008, 2011, 2017 гг.) и – «за художественное видение и вклад в развитие межкультурного диалога» – премию Кайроса (2009 г.), которой гамбургский фонд Альфреда Топфера награждает ученых и людей искусства самых разных специальностей.Среди первых постановок – “Rien de Rien” (2000 г., музыка – песня Э. Пиаф, композитор Ш. Дюмон, с участием Дамьена Жале), «Вера»/ “Foi” (2003 г., музыкальная композиция бельгийского ансамбля старинной музыки «Фламандская капелла») и «Время летит»/ “Tempus Fugit” (2004 г., совместная постановка с труппой Пины Бауш, по заказу Авиньонского фестиваля; музыкальная композиция Н. Шерради). Все поставлены для труппы Les Ballets C de la B (Les Ballets contemporains de la Belgique/ Современный балет Бельгии). Его становлению как хореографа способствовало сотрудничество с танцовщиком-певцом-хореографом Дамьеном Жале (2002 г., «До того»/ “d’avant”, труппа «Саша Вальц и гости»/ Sasha Waltz & Guests Company, средневековая музыка) и с Акрамом Ханом (2005 г., «ноль градусов», музыка специально написана Н. Соуни, в проекте также участвовал известный британский скульптор Э. Гормли).
Сотрудничал с различными балетными труппами, оперными и драматическими театрами. В 2004-09 гг. был хореографом-резидентом театра Toneelhuis в Антверпене, где поставил спектакли «Миф» (2007 г.) и «Источник»/ “Origine” (2008 г.).
В 2008 г. в театре Сэдлерс Уэллс состоялась премьера его балета «Сутра» (композитор Ш. Бжоска, художник-постановщик – Э. Гормли). Эта отмеченная наградами постановка, в которой принимают участие семнадцать шаолиньских монахов, и в настоящее время продолжает гастролировать по миру.
Затем последовала первая работа в США – «Новый мир»/ “Orbo Novo” (2009 г., труппа Современный балет Сидар Лейк, композитор Ш. Бжоска). В 2009 г. поставил также несколько дуэтов, в том числе «Фавн» на музыку К. Дебюсси (2009 г., премьера состоялась в театре Сэдлерс Уэллс и была приурочена к празднованию в Лондоне столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева), «Дюны»/ Dunas совместно с исполнительницей фламенко Марией Пахес (2009 г., музыкальные композиции Ш. Бжоски, Р. Лебаньегоса, Ф. Каррильо).
И в том же, 2009 г., он основал собственную труппу – «Истмэн»/ Eastman, базирующуюся в Международном кампусе искусств deSingel, (Антверпен, Бельгия).
Весной 2010 г. вновь работает с Дамьеном Жале и Энтони Гормли, вместе они ставят спектакль «Слова»/ Babel (музыкальные композици П. Бови, М. Хана, С. Хана, Г. Миракле, Ш. Йошии; премия Лоуренса Оливье). В 2011 г. для Национального балета Нидерландов создает спектакли “TeZukA” (музыкальная композиция Н. Соуни) и «Лабиринт» (музыкальная композиция Ш. Бжоски). В 2012 г. выпускает балет Puz/zle (музыкальные композиции Ж.-К. Аскавива, К. Абе, О. Войцеховской), принесший ему вторую премию Лоуренса Оливье. В том же году стал хореографом фильма «Анна Каренина» (режиссер Дж. Райт). В 2013 г. в исполнении труппы «Истмэн» состоялись премьеры балетов “4D” (музыкальные композици П. Бови, Г. Миракле, М. Хана, С. Хана, Я. Да Болоньи, К. Дебюсси, Н. Соуни) и “生长genesis” (основная музыкальная композиция О. Войцеховской), а также премьера «Болеро» М. Равеля (совместно с Дамьеном Жале и Мариной Абрамович, Парижская опера) и постановки «M¡Лонга» в театре Сэдлерс Уэллс (музыкальные композиции Ф.Марсана, Ш. Бжоски, О. Войцеховской). Вместе с Джо Райтом выпустил спектакль «Сезон в Конго» по пьесе Э. Сезера в театре Янг Вик.
В 2014 г. поставил балеты – Noetic (музыка Ш. Бжоски, в сотрудничестве с Э. Гормли) для артистов балетной труппы Гетеборгской оперы (Швеция), – “Mercy” на музыку Г. Шютца и Й. Хермана для Натальи Осиповой и Ивана Васильева (проект «Соло для двоих»), который они исполнили в Калифорнии, Москве и Лондоне. В том же году состоялась мировая премьера оперы «Контузия» Николая Ленса в брюссельском театре де ла Монне (либретто Ника Кейва) – это была первая оперная постановка Шеркауи (с участием танцовщиков его труппы «Истмэн»).
В 2015 г. поставил свой первый полнометражный спектакль – «Плутон» по одноименной манге Урасавы Наоки и Такаши Нагасаки в Бункамура (Токио), перенеся на сцену историю своего любимого персонажа Астробоя. Также выступил в качестве хореографа-постановщика в спектакле Линдси Тернер «Гамлет» У. Шекспира с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли (Sonia Friedman Productions, на сцене Барбикан-центра, Лондон); поставил танцпьесу «Приюти меня» (композитор Ву Чжэ Пак) по заказу труппы L.A. Dance Project (Лос-Анджелес); балет «Жар-птица» И. Стравинского для артистов Штутгартского балета и балет «Фрактус V» (с использованием текстов Наома Хомски, музыкальные композиции Ш. Йошии, Ву Чжэ Пака, Шеркауи, Дж. Ллойда, С. Датты) для своей труппы, в котором – после долгого перерыва – вновь выступил и как танцовщик.
В 2015 г. стал художественным руководителем Королевского балета Фландрии (Бельгия, Антверпен). Для артистов этой труппы поставил спектакли «Осень» на музыку А. Пярта (2015 г.), «Выставка» на музыку М. Мусоргского («Картинки с выставки») в оркестровке М. Равеля (2016 г.) и «Реквием» на музыку Г. Форе (2017 г.).
Продолжает также работать со своей труппой («Истмэн») и сотрудничает с многими другими театрами. По заказу Наталья Осиповой осуществил постановку танцпьесы «Кутб» (музыкальные композиции Ф. Бакстона, Ф. Яркина и др.; театр Сэдлерс Уэллс, Лондон, 2016 г.), поставил оперы – «Галантная Индия» Ж.-Ф. Рамо (Баварская государственная опера, Мюнхен, 2016) и «Сатьяграха» Ф. Гласса (Театр Базеля, Швейцария, 2017 г.), балет «Знак» (балет Гетеборгской оперы, 2016 г.), «Мозаика» (труппа Марты Грэм, 2017 г.). Работает как приглашенный хореограф в лондонском театре Сэдлерс-Уэллс.
Распечатать