Молодая солистка балетаМарина Семенова.
Молодая солистка балета
Марина Семенова.
Почтовая открытка.Из коллекции музея Большого театра.
Почтовая открытка.
Из коллекции музея Большого театра.
В партии Никии в балете«Баядерка».Фото из музея Большого театра.
В партии Никии в балете
«Баядерка».
Фото из музея Большого театра.
В партии Авроры в балете«Спящая красавица».Фото из музея Большого театра.
В партии Авроры в балете
«Спящая красавица».
Фото из музея Большого театра.
В партии Одетты в балете«Лебединое озеро».Фото из музея Большого театра.
В партии Одетты в балете
«Лебединое озеро».
Фото из музея Большого театра.
В партии Одиллиив балете «Лебединое озеро».Принц Зигфрид — Александр Руденко.Фото из музея Большого театра.
В партии Одиллии
в балете «Лебединое озеро».
Принц Зигфрид — Александр Руденко.
Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии балета«Раймонда».Жан де Бриен — Михаил Габович.Фото А. Воротынского(из музея Большого театра).
В заглавной партии балета
«Раймонда».
Жан де Бриен — Михаил Габович.
Фото А. Воротынского
(из музея Большого театра).
В партии Дианы де Мирельв балете«Пламя Парижа».Фото А. Воротынского(из музея Большого театра).
В партии Дианы де Мирель
в балете
«Пламя Парижа».
Фото А. Воротынского
(из музея Большого театра).
В заглавной партии балета «Эсмеральда»Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии
балета «Эсмеральда»
Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии балета «Жизель». Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии
балета «Жизель».
Фото из музея Большого театра.
В партии Лизы в балете«Барышня-крестьянка».Фото А. Воротынского(из музея Большого театра).
В партии Лизы в балете
«Барышня-крестьянка».
Фото А. Воротынского
(из музея Большого театра).

Награды

В 1937 г. получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1941 г. — Сталинскую (Государственную II степени) премию.
В 1951 г. — звание «Народная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1975 г. — «Народная артистка СССР».
В 1988 г. была удостоена звания «Герой Социалистического Труда».
В 1997 г. получила приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).
В 1998 г. была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2003 г. получила Государственную премию России.
В 2004 г. — премию Президента РФ в области литературы и искусства и премию Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца».
В 2007 г. «За честь и достоинство» была награждена национальной театральной премией «Золотая маска».
Имеет три Ордена Трудового Красного знамени (1937, 1951, 1978 гг. ) .


						

Биография

«Она расширила границы возможного в искусстве, которое строго оберегало постоянство своих границ. И о семеновской широте — широте ее жеста, аттитюда, прыжка — писалось не раз. Необходимо добавить: Семенова углубила классический танец. Она выявила в нем непредвиденную эмоциональную и эстетическую глубину».
театровед Вадим Гаевский


Марина Тимофеевна Семенова родилась в Санкт-Петербурге 30 мая (12 июня) 1908 г. В 1925 г. по окончании Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где и училась у Агриппины Вагановой, поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский) и уже на следующий год танцевала центральные партии в балетах классического репертуара.
В 1930 г. перешла в Большой театр. В 1952 г. карьеру танцовщицы закончила.
Балерина, отличавшаяся технической виртуозностью, царственностью манер, скульптурностью поз и независимостью нрава на сцене и за кулисами, имела невероятное число поклонников, сумевших сохранить и донести до наших дней ее «легенду». Несмотря на то, что была «первой среди равных» балерин своего поколения, чудом избежала репрессий (их не избежал ее муж), почти не получала премьер и была вынуждена рано уйти со сцены.
Одной из первых советских балерин гастролировала за рубежом. В 1935-36 гг. по приглашению Сержа Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, выступила на сцене этого знаменитого театра (партнером был сам Лифарь) — три раза в «Жизели» и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана», а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета — ветеранов Парижской оперы.
Снималась в кинофильмах «Концерт-вальс» («Мосфильм», режиссеры И. Трауберг, М. Дубсон, 1941 г. ) и «Большой концерт» («Мосфильм», режиссер В. Строева, 1951 г. ) .
В 1954-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 г. стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1997 г. — профессор РАТИ.
С 1953 г. является педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством совершенствовали свое мастерство ведущие балерины театра многих поколений — Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева, Нина Сорокина, Татьяна Голикова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко.

Репертуар

Никия, ману («Баядерка» Л. Минкуса, хореография А. Горского, В. Тихомирова, 1930 г. )
Принцесса Флорина, Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 1930г. )
рондо, вальс («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1930 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, режиссер В. Немирович-Данченко, 1930 г.)
Тао Хоа («Красный мак» Р. Глиэра, хореография Л. Лащилина, В. Тихомирова, 1930 г.)
лезгинка (опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1931 г.)
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография А. Горского, 1931 г.)
Кончитта («Комедианты» Р. Глиэра в постановке А. Чекрыгина, 1931 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1931 г. )
Царь-девица («Конек-горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского, 1932 г.)
Диана Мирель («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке В. Вайнонена, 1933 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро, М. Петипа, 1934 г. )
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография А. Горского, 1934 г.)
сильфида («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1935 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1936 г.)
Волшебная дева (опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1936 г.)
Полина («Кавказский пленник» Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1938 г.) — первая исполнительница
Нимфа («Иван Сусанин», хореография Р. Захарова, 1939 г.) — первая исполнительница
Маша-принцесса («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке В. Вайнонена, 1939 г.) — первая исполнительница в Большом театре
лекури (опера «Абесалом и Этери» З. Палиашвили, хореография Д. Джавришвили, 1939 г. ) - первая исполнительница
Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография Е. Долинской, 1941 г.)
Панночка («Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого в постановке Р. Захарова, 1941 г.) — первая исполнительница
Уличная танцовщица («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1944 г.)
вальс («Польский бал» в опере «Иван Сусанин», хореография Р. Захарова, 1945 г.)
морено («Кармен» Ж. Бизе, хореография С. Кореня, 1945 г.) — первая исполнительница
Лиза Муромская «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1946 г.)
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1947 г.)
Мирандолина («Мирандолина» С. Василенко в постановке В. Вайнонена, 1949 г.)
Царица бала («Медный всадник» Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г.) — первая исполнительница в Большом театре

Творчеству балерины посвящена книга С. Ивановой «Марина Семенова» (Москва, 1965 г. ).

Умерла 9 июня 2010 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.