Награды

Член Союза театральных деятелей (1990).
Кавалер Ордена Дружбы (1998).
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2002).
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008).
Лауреат четырех Российских национальных театральных премий «Золотая маска» в номинации «Лучший художник по свету» (за спектакли «Река Потудань», Студия театрального искусства, 2010; «Гамлет», Александринский театр, Санкт-Петербург, 2011; «Золотой петушок», Большой театр, 2012; «Враги: история любви», театр «Современник», 2012).
Лауреат Премии им. К.С. Станиславского (сезон 2013/2014).
Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства (2016).

				
Дамир Исмагилов

Биография

Окончил Театральное художественно-техническое училище.
В 1977 г. был принят в Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова, где начал творческую деятельность как художник по свету, работая над спектаклями «Путь», «Отец и сын», «Вагончик», «Эквус», «Татуированная роза».

В 1982-1987 г. принимал участие в реконструкции здания МХАТ (в Камергерском переулке). Впоследствии участвовал в таких работах, как строительство Нового здания Большого театра (1998 г.) и реконструкция Основной сцены Большого театра (2011 г.). Занимался и был автором идей по реконструкции Новосибирского театра Оперы и балета (2005 г.) и Мариинского театра в Санкт-Петербурге (2013 г.).

В 1987 г. окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и стал главным художником по свету МХАТ им. А.П. Чехова. Оформил более ста спектаклей, среди которых «Борис Годунов» А. Пушкина, «Вишневый сад» А. Чехова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Гроза» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Маскарад» М. Лермонтова, «Московский хор» Л. Петрушевской, «Мишин юбилей» А. Гельмана, Р. Нельсона, «Урок женам» Ж.-Б. Мольера, «Урок мужьям» Ж.-Б. Мольера, «Перламутровая Зинаида» М. Рощина, «Три сестры» А. Чехова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Ю», «Антигона» Ж. Ануя, «Священный огонь» С. Моэма, «Ретро» А. Галина, «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому, «Нули» П. Когоута, «Копенгаген» М. Фрейна, «Осада» Е. Гришковца, «Мещане» М. Горького, «Белая гвардия» по М. Булгакову, «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Король Лир» У. Шекспира, «Лес» А. Островского, «Господа Головлевы» по М. Салтыкову-Щедрину, «Примадонны» К. Людвига, «Человек-Подушка» М. МакДонаха, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Сотрудничал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами, среди которых Олег Ефремов, Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Леонид Хейфец, Роман Виктюк, Марк Розовский, Кама Гинкас, Владимир Андреев, Галина Волчек, Роман Козак, Кирилл Серебренников, Елена Невежина, Тадаси Судзуки, Владимир Петров, Темур Чхеидзе, Николай Шейко, Миндаугас Карбаускис, Григорий Козлов, Евгений Писарев, Константин Богомолов.

Воплощал замыслы художников-сценографов Давида Боровского, Валерия Левенталя, Сергея Бархина, Эдуарда Кочергина, Марта Китаева, Олега Шейнциса, Александра Боровского, Татьяны Сельвинской, Вячеслава Окунева, Бориса Мессерера, Аллы Коженковой, Игоря Попова, Георгия Алекси-Месхишвили, Юрия Харикова, Юрия Устинова, Николая Симонова, Зиновия Марголина, Семена Пастуха, Игоря Нежного.

Сотрудничал с режиссерами музыкальных театров, среди них Владимир Васильев, Борис Покровский, Питер Устинов, Александр Титель, Борис Эйфман, Петер Конвичный, Алексей Ратманский, Сергей Вихарев, Эймунтас Някрошюс, Алла Сигалова, Иркин Габитов, Юрий Бурлака, Дэвид Паунтни, Дмитрий Бертман, Василий Бархатов, Юрий Лаптев.

С 1996 г. работает в Большом театре, а с 2002 г. является главным художником по свету.
Также главный художник по свету театра «Геликон-опера» (с 2004 г.) и московского театра «Студия театрального искусства» под руководством С.В. Женовача (с 2005 г.).

Участвовал в постановках балетов
«Лебединое озеро» П. Чайковского
«Бессонница» на музыку Д. Хаубриха (на основе произведений В.А. Моцарта)
«Русский Гамлет» на музыку Г. Малера и Л. ван Бетховена
«Палата №6» на музыку А. Пярта
«Магриттомания» Ю. Красавина
«Леа» на музыку Л. Бернстайна (вторая редакция)
«Игра в карты» на музыку И. Стравинского
«Корсар» А. Адана
«Сильфида» Х.С. Левенскольда
«Коппелия» Л. Делиба
Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса
«Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, музыкальная композиция А. Цейтлина
«Пламя Парижа» Б. Асафьева
«Золушка» С. Прокофьева

и оперных спектаклей
«Аида» Дж. Верди
«Иоланта» П. Чайковского
«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева
«Хованщина» М. Мусоргского
«Франческа да Римини» С. Рахманинова
«Набукко» Дж. Верди
«Игрок» С. Прокофьева
«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова
«Мазепа» П. Чайковского
«Летучий голландец» Р. Вагнера
«Дети Розенталя» Л. Десятникова
«Война и Мир» С. Прокофьева
«Борис Годунов» М. Мусоргского
«Кармен» Ж. Бизе
«Пиковая дама» П. Чайковского
«Севильский цирюльник» Дж. Россини
«Русалка» А. Дворжака
«Евгений Онегин» П. Чайковского и других

Работает в Государственном академическом Малом театре, Московском театре-студии под руководством О. Табакова, Центральном академическом театре Российской армии, Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Государственном академическом театре им. Моссовета, театре «Московская оперетта», театре «Современник», Российском академическом Молодежном театре (РАМТ), Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии, Мариинском театре, Александринском театре, Михайловском театре, Малом драматическом театре — Театре Европы, а также в ведущих театрах Новосибирска, Омска, Красноярска, Казани, Уфы, Орла, Оренбурга, Екатеринбурга.

Всего оформил свыше 450 спектаклей.

Преподавал «Художественно-световое оформление спектакля» в Московском театральном художественно-техническом училище (1987-1990 г.), Школе-студии МХАТ (2000-2015 г.).

Автор книги «Театральное освещение» (2005 г., переиздана в 2014 г.).