Награды

Дважды удостоен престижной театральной премии «Фауст» за спектакли «Дафна» и «Пеллеас и Мелизанда» (Франкфуртская опера, 2010 и 2012 соответственно).

				
Клаус Гут

Биография

Один из самых востребованных режиссеров своего поколения, Клаус Гут родился во Франкфурте. По окончании университета имени Людвига-Максимилиана и Высшей школы музыки в Мюнхене поставил ряд спектаклей в Мюнхене, Мангейме и Гамбурге, которые сразу привлекли внимание за рубежом.

Первая постановка на Зальцбургском фестивале в 1999 г. – «Хроника места» Л. Берио – принесла ему международную известность. В следующем году Клаус Гут вернулся со спектаклем «Ифигения в Тавриде» К.В. Глюка, и с тех пор стал частым гостем в Зальцбурге; созданные для фестиваля постановки «Заиды» В.А. Моцарта и его же оперной трилогии на либретто Лоренцо Да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все женщины») получили наибольший резонанс и впоследствии были перенесены на сцены многих оперных домов Европы и Америки.

Клаус Гут также поставил оперы «Луиза Миллер» Дж. Верди в Баварской государственной опере в Мюнхене, «Летучий голландец» Р. Вагнера на Байройтском фестивале (2003), в качестве постоянного приглашенного режиссера Цюрихской оперы создал спектакли «Фьеррабрас» Ф. Шуберта, «Парсифаль» Р. Вагнера и др.

Сотрудничал с Франкфуртской оперой, на сцене которой поставил «Пеллеаса и Мелизанду» К. Дебюсси, «Дафну» и «Кавалера роз» Р. Штрауса; в Театре ан дер Вин выпустил трилогию К. Монтеверди («Орфей», «Возвращение Улисса», «Коронация Поппеи») и сценические версии ораторий «Мессия» Г.Ф. Генделя и «Лазарь, или Торжество воскресения» Ф. Шуберта.

Особенное признание получили его постановки опер Вагнера, среди них – «Лоэнгрин» на сцене театра Ла Скала в Милане, «Тангейзер» в Венской государственной опере, «Тристан и Изольда» в Цюрихской опере и тетралогия «Кольцо нибелунга», осуществленная в Гамбургской государственной опере.

Клаус Гут известен своими режиссерскими работами в современном музыкальном театре и является автором ряда мировых оперных премьер – «Внутри… в глубине» («Pnima…Ins Innere») Хайи Черновин (Мюнхенская биеннале, 2000), «Целан» Петера Ружички (Дрезденская опера Земпера, 2001), «Пепел луны, или Королева фей» («AscheMOND oder The Fiary Queen») Хельмута Эринга/ Генри Пёрселла (Берлинская государственная опера, 2013). Среди последующих работ – «Женщина без тени» Р. Штрауса, копродукция театра Ла Скала и Королевской оперы Ковент-Гарден (2014).

В сезоне 2016/17 осуществил постановку оратории «Иевфай» Г.Ф. Генделя в Нидерландской национальной опере Амстердама и вернулся в Парижскую национальную оперу для возобновления «Лоэнгрина» Р. Вагнера. Дебютировал в театре Реал в Мадриде новой постановкой оперы «Роделинда» Г.Ф. Генделя (под музыкальным руководством Ивора Болтона), на Глайндборском фестивале – «Милосердием Тита» В.А. Моцарта. Возобновил спектакль «Женщина без тени» на сцене Берлинской государственной оперы (дирижер – Зубин Мета) и поставил «Риголетто» Дж. Верди в Парижской национальной опере.

Следующий сезон начал с возобновления своих постановок опер «Луций Сулла» В.А. Моцарта (премьера состоялась в Театре ан дер Вин) и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера в Турине. После вернулся в Парижскую национальную оперу, где выпустил «Богему» Дж. Пуччини и «Иевфая» Г.Ф. Генделя (совместная продукция с Национальной оперой Амстердама). Сезон продолжил в Театре ан дер Вин, для которого поставил оперу «Саул» Г.Ф. Генделя, и завершил – опереттой «Веселая вдова» Ф. Легара во Франкфуртской опере.

Среди режиссерских работ сезона 2018/19 – «Береника» Микаэля Жарреля (Парижская опера) и «Орландо» Г.Ф. Генделя (Театр ан дер Вин), «Опыт колыбельной» Паскаля Дюсапена в сотрудничестве с «Ансамбль модерн», а также «Фиолетовый снег» Беата Фуррера в Берлинской государственной опере.

В ноябре 2019 г. Клаус Гут выпустил мировую премьеру оперы Хаи Черновин «Камера сердца» в Немецкой опере, Берлин. В декабре 2020 г. театр Реал в Мадриде возобновляет его постановку «Дон Жуана» В.А. Моцарта.