Леонард Бернстайн

Биография

Композитор, дирижер, пианист, мыслитель, революционер, – Леонард Бернстайн перевернул восприятие музыки слушателями и в родной Америке, и во всем мире. Мир театра знает его мюзиклы и оперетты – «Вестсайдская история», «Увольнение в город», «Чудесный город», «Кандид», – а в концертных залах звучат его симфонические и вокальные произведения.

Самые известные сочинения Бернстайна: три симфонии – «Иеремия» (1944), «Эпоха тревоги» (1949) и «Каддиш» (1963); «Прелюдия, фуга и риффы» (1949); Серенада для скрипки, струнных и ударных (1954); Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история» (1960); «Чичистерские псалмы» (1965); «Месса: театральная пьеса для вокалистов, актеров и танцовщиков» (1971); «Сонгфест» (1977); Дивертисмент для оркестра (1980); «Халиль» для флейты соло и камерного оркестра (1981); «Прикосновения» (1981) и «Тринадцать годовщин» (1988) для фортепиано; Короткая месса для вокалистов и ударных (1988); концерт для оркестра «Юбилейные игры» (1989); цикл песен «Арии и баркаролы» (1988). В 1952 году Бернстайн сочинил одноактную оперу «Волнения на Таити», а в 1983 – ее продолжение: трехактную оперу «Тихое место». Бернстайн написал музыку к трем важным балетам Джерома Роббинса: «Матросы на берегу» (1944), «Факсимиле» (1946) и «Диббук» (1975). За саундтрек к фильму Элиа Казана «В порту» (1954) Бернстайн был номинирован на премию «Оскар».

За почти полвека дирижерской карьеры Бернстайн брал на себя командование лучшими оркестрами мира и оставил после себя колоссальное наследие: свыше 500 аудио- и видеозаписей. С 1958 по 1969 годы Бернстайн был музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра и впоследствии регулярно выступал с коллективом как почетный приглашенный дирижер. Особенно тесные отношения были у него и с еще двумя выдающимися оркестрами – Израильским филармоническим и Венским филармоническим, с которыми он часто выступал и делал студийные записи. Телевизионные работы, в числе которых знаменитая серия «Концертов для молодежи» с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, принесли Бернстайну одиннадцать премий «Эмми».

Бернстайн активно сотрудничал с музыкальным фестивалем в Тэнглвуде как педагог и музыкант с момента основания фестиваля в 1940 году и до самой своей смерти. Он помог основать Филармонический институт Лос-Анджелеса и организовать Тихоокеанский музыкальный фестиваль; сотрудничал со Шлезвиг-Гольштейнским музыкальным фестивалем. В числе множества наград Бернстайна – награда Центра Кеннеди (1980); золотая медаль Американской академии искусств и литературы (1981); золотая медаль Колонии Макдауэлл; медали Бетховенского общества и Общества Густава Малера; Генделевская медаль (1977) – высшая городская награда Нью-Йорка; десятки почетных степеней и наград от колледжей и университетов, включая должность профессора поэзии Чарльза Элиота Нортона в Гарвардском университете; национальные награды Австрии, Италии, Израиля, Мексики, Дании, Германии, Франции. В 1985 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи наградила Бернстайна премией «Грэмми» за прижизненные достижения.

Книги Бернстайна: «Радость музыки» (1959), «Концерты для молодежи» (1961), «Бесконечное разнообразие музыки» (1966), «Находки» (1982). В 1972-73 годах Бернстайн прочитал в Гарвардском университете курс лекций, которые впоследствии были опубликованы и показаны на телевидении под названием «Неотвеченный вопрос». В 1990 году он получил императорскую премию Японской ассоциации искусств за прижизненные достижения в области искусства.

Леонард Бернстайн скончался 14 октября 1990 года.