Ратмир («Руслан и Людмила»). Фото из музея Большого театра.
Ратмир («Руслан и Людмила»). Фото из музея Большого театра.
В партии Оберона в опере «Сон в летнюю ночь». Фото из музея Большого театра.
В партии Оберона в опере «Сон в летнюю ночь». Фото из музея Большого театра.
В партии Кончаковны в опере  «Князь Игорь». Фото из музея Большого театра.
В партии Кончаковны в опере «Князь Игорь». Фото из музея Большого театра.
В партии Надежды в опере  «Псковитянка». Власьевна – Н. Григорьева. Фото из музея Большого театра.
В партии Надежды в опере «Псковитянка». Власьевна – Н. Григорьева. Фото из музея Большого театра.
В партии Любаши в опере «Царская невеста». Фото из музея Большого театра.
В партии Любаши в опере «Царская невеста». Фото из музея Большого театра.
В партии Марина Мнишек в опере «Борис Годунов». Самозванец – В. Пьявко. Фото из музея Большого театра.
В партии Марина Мнишек в опере «Борис Годунов». Самозванец – В. Пьявко. Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии в опере «Кармен». Фото Георгия Соловьева (из музея Большого театра).
В заглавной партии в опере «Кармен». Фото Георгия Соловьева (из музея Большого театра).

Награды

В 1968 г. стала обладательницей I премии IX Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии.
В 1969 г. на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) получила Гран при и специальную премию за лучшее исполнение романса.
В 1970 г. получила I премию IV Международного конкурса имени П. И.Чайковского и стала лауреатом премии Московского комсомола.
В 1971 г. была награждена орденом Трудового Красного знамени.
В 1973 г. была удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР».
В 1976 г. - звания «Народная артистка РСФСР».
В 1980 г. получила орден «Знак Почета».
В 1982 г. была удостоена звания «Народная артистка СССР».
В 2001 г. была награждена орденом Почета.
В 2004 г. стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и была награждена орденом Ломоносова I степени.
В 2005 г. получила орден «Почётный знак Петра Великого».
В 2006 г. была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2013 г. получила Премию Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2016 г. получила звание «Заслуженный деятель музыкального искусства» Международного союза музыкальных деятелей.
В 2023 г. отмечена знаком отличия «За наставничество».
Кавалер орденов «Слава» (2003 г.), «Дружба» (2013 г.) и «Честь» (2018 г.) Азербайджанской республики.



						

Биография

«Вы видели, как улыбается Тамара Синявская? Теперь представьте, что к этой улыбке природой придана шикарная внешность обольстительной женщины, энергия чувственных безумств, строгость обязательств и, самое великое и нужное человеку свойство — трудолюбие! А голос? Он призван выражать все то богатство человеческой натуры, которое сконцентрировано в улыбке — нелживом подтексте человеческой души».
Борис Покровский

«Синявская — это просто чудо!»
из зарубежной прессы


Родилась в Москве. В 1964 г. окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского (педагоги Л. Маркова и О. Померанцева), в 1970 г. — факультет актеров музыкальной комедии (класс Д. Белявской) Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1964 г. —  стажер, в 1965-2002 г. — солистка оперной труппы Большого театра.

Репертуар

В ее репертуар в Большом театре вошли следующие партии:
Паж («Риголетто» Дж. Верди)
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Флора («Травиата» Дж. Верди)
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) — первая исполнительница в России
Женя Комелькова
(«Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

Гастроли

В 1972 г. принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского «Не только любовь» Р. Щедрина (партия Варвары Васильевны) .
1973-74 - проходила стажировку в миланском театре Ла Скала. Много выступала за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария). Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из ее обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен — в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в БЗК, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам).
В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. Прокофьева, П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Выступала в жанре вокального дуэта (с супругом Муслимом Магомаевым).
Плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

С 2005 г. преподает в Российском институте театрального искусства – ГИТИС, с 2008 г. возглавляет кафедру вокального искусства, профессор. Проводит мастер-классы.

Президент Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева, организатор и председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева.

Дискография

Среди записей:
«Борис Годунов» М. Мусоргского - Марина Мнишек, дирижер Александр Лазарев, Castle Vision
«Евгений Онегин» П. Чайковского - Ольга: дирижер Мстислав Ростропович, Chant du Monde, 1970 г.; дирижер Марк Эрмлер, Olympia, 1977 г.
«Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня, дирижер Марк Эрмлер, 1979 г.
«Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна, дирижер Марк Эрмлер, 1986 г.
«Цикл песен на стихи Марины Цветаевой», 1989 г.
«Иван Грозный» С. Прокофьева, дирижер Мстислав Ростропович, 1993 г.
«Еврейский цикл» Д. Шостаковича, дирижер Михаил Юровский, Capriccio, 1999 г.
В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского  в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»).
Ее творчеству посявящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).