2 октября 1958 г. — день свадьбы.
2 октября 1958 г. — день свадьбы.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин — неизменно вместе.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин — неизменно вместе.
«Умирающий лебедь».Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
«Умирающий лебедь».
Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
«Умирающий лебедь».Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
«Умирающий лебедь».
Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
В партии Одетты  в балете «Лебединое озеро». Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Одетты
в балете «Лебединое озеро».
Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Одиллии  в балете «Лебединое озеро». Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Одиллии
в балете «Лебединое озеро».
Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партиив балете «Раймонда».Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии
в балете «Раймонда».
Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Принцессы Авроры
в балете «Спящая красавица».
Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партиив балете «Кармен-сюита».Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии
в балете «Кармен-сюита».
Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии в балете «Анна Каренина».Вронский — Марис Лиепа.Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии в балете «Анна Каренина».
Вронский — Марис Лиепа.
Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой.
„Гибель розы”.С Александром Годуновым.Фото Владимира Пчелкина/ из архива М. Плисецкой.
„Гибель розы”.
С Александром Годуновым.
Фото Владимира Пчелкина/ из архива М. Плисецкой.
«Болеро».Фото из архива М. Плисецкой.
«Болеро».
Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии в балете «Айседора». Фото из архива М. Плисецкой.
В заглавной партии в балете «Айседора».
Фото из архива М. Плисецкой.
В партии Анны Сергеевны в балете „Дама с собачкой”.Гуров — Борис Ефимов.Фото Ларисы Педенчук/ из архива М. Плисецкой.
В партии Анны Сергеевны
в балете „Дама с собачкой”.
Гуров — Борис Ефимов.
Фото Ларисы Педенчук/ из архива М. Плисецкой.
Фото из архива М. Плисецкой.
Фото из архива М. Плисецкой.

Награды

1949 — I премия конкурса артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште.
1959 — Народная артистка СССР.
1962 — премия имени Анны Павловой Парижской академии танца.
1963 – выведен сорт пионов «Майя Плисецкая» (селекционер Анастасия Сосновец).
1964 — Ленинская премия.
1966 – премия журнала «Дэнс мэгэзин» (США, за 1965 г.)
1967, 1976, 1985 — орден Ленина.
1968 — медаль «Про Финляндия».
1977 — Золотая медаль Парижа.
1984 — орден Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (Командор); малой планете 4626 присвоено имя Майи Плисецкой.
1985 — Герой Социалистического труда, почетный доктор Сорбонны.
1986 — орден Почетного легиона (Франция; ранг кавалера).
1989 — премия «Виа Кондотти» (Италия).
1990 — золотая медаль Испании за заслуги в области изящных искусств.
1991 — орден Изабеллы Католической (Испания).
1993 — почетный профессор Московского государственного университета.
1994 – выведен сорт гладиолусов «Майя Плисецкая» (селекционер Андрей Громов).
1995, 2000, 2005, 2010 — орден «За заслуги перед Отечеством» (III, II, I и IV степени).
2000 — премия «Триумф», премия «Российский Национальный Олимп».
2003 — орден «За заслуги перед Литвой» II степени.
2005 — орден Барборы Радвилайте (Литва), премия Фонда принца Астурийского (Испания).
2006 — Международная Императорская премия Японии «Премиум империале».
2008 - член армянского филиала Международной академии естественных и общественных наук; Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша); Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт).
2009 — премия Витторио де Сика «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (Италия), приз журнала «Балет» «Душа танца» в категории «Легенда».
2011 — орден Восходящего солнца (Япония), орден Почетного легиона (офицер).
2013 — Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда».
2015 — Национальная театральная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства; в честь Майи Плисецкой назван сквер на улице Большая Дмитровка.


						

Биография

Майя Плисецкая, великая балерина ХХ столетия, являет собой пример редчайшего творческого долголетия: она танцевала практически шестьдесят лет. И почти пятьдесят из них — на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу по окончании Московского хореографического училища. Именно на этой сцене началась ее триумфальная слава, здесь она станцевала ведущие роли в «главных» балетах классического репертуара, ставшие ее коронными и навсегда сохранившие на себе отпечаток ее стиля, — первыми в этом списке следует назвать Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» и Китри в «Дон Кихоте». На сцене Большого театра обрели плоть и кровь и те балеты, что создавались непосредственно для нее. Этот перечень открывает одна из самых любимых ею героинь — Кармен, которая с таким трудом пробивала себе дорогу к зрителю с тем чтобы в считанные годы завоевать весь мир.

Репертуар

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

1936
Плисецкая — ученица Московского хореографического училища
«Спящая красавица» П. Чайковского
Фея Крошка
Хореография А. Мессерера и А. Чекрыгина, реж. Б. Мордвинов.

1943
Сцена филиала
24 января — "Тщетная предосторожность «П. Гертеля
Подруга Лизы
Хореография А. Горского.

9 мая — «Конек-Горбунок»
Ц. Пуни
Фрески
Хореография А. Горского.

«Лебединое озеро»
П. Чайковского
22 июня — Па де труа
25 февраля — Невеста
Хореография А. Горского (1-3-й акты), А. Мессерера (4-й акт).

«Дон Кихот»
Л. Минкуса
19 мая — Пиккилия
21 ноября — 1-я вариация в Гран па
Хореография А. Горского.

«Щелкунчик»
П. Чайковского
17 октября — Снежинка
26 ноября — вальс
Хореография В. Вайнонена.

12 ноября — «Шопениана»
на музыку Ф. Шопена
Мазурка
Хореография М. Фокина.

9 октября — «Лебединое озеро»
Лебедь (три лебедя)
Хореография А. Горского (1- 3-й акты), А. Мессерера (4-й акт).

1944
5 апреля — «Щелкунчик»
Маша
Хореография В. Вайнонена.

«Спящая красавица»
12 апреля — Фея Сирени
1 ноября — Фея Виолант
Хореография А. Мессерера и А. Чекрыгина, режиссер Б. Мордвинов.

25 августа — «Бахчисарайский фонтан»
Б. Асафьева
Танец с колокольчиками *
Хореография Р. Захарова.
(Этот танец Р. Захаров поставил специально для Майи
Плисецкой, возобновляя спектакль в новой редакции).

18 октября — «Дон Кихот»
Повелительница дриад
Хореография А.Горского.

«Жизель»
А. Адана
3 декабря — Виллиса (две виллисы)
28 декабря — Мирта
Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа,
ред. Л. Лавровского.

1945
Сцена филиала
28 января — опера «Русалка» А. Даргомыжского
Хореография Е. Долинской и Б. Холфина.

13 октября — «Раймонда»
А. Глазунова
Раймонда
Хореография Л. Лавровского с фрагментами хореографии М. Петипа и А. Горского.

21 ноября — «Золушка»
С. Прокофьева
Фея Осени *
Хореография Р. Захарова.

1947
27 апреля — «Лебединое озеро»
Одетта-Одиллия
Хореография А. Горского (1-3-й акты), А. Мессерера (4-й акт).

1948
17 марта — «Бахчисарайский фонтан»
Зарема
Хореография Р. Захарова.

8 сентября — опера «Руслан и Людмила»
М. Глинки
Волшебная дева
Хореография Р. Захарова.

1949
16 февраля — «Дон Кихот»
Уличная танцовщица
Хореография Р. Захарова по А. Горскому.

29 апреля — опера «Садко»
Н. Римского-Корсакова
Морская игла *
Хореография Л. Лавровского.

16 октября — «Конек-Горбунок»
Царь-девица
Хореография А. Горского.

1950
10 марта — «Дон Кихот»
Китри
Хореография Р. Захарова по А. Горскому.

13 апреля — опера «Хованщина»
М. Мусоргского
Персидка *
Хореография С. Кореня.

Сцена филиала
9 ноября — «Вальпургиева ночь»
(опера «Фауст» Ш. Гуно)
Вакханка
Хореография Л. Лавровского.

1952
23 апреля — «Спящая красавица»
Принцесса Аврора
Хореография М. Габовича и А. Мессерера.

1954
16 апреля — «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева
Хозяйка Медной горы
Хореография Л. Лавровского.

1955
Сцена филиала
29 января — «Шурале»
Девушка-птица (Сюимбике) **
Музыка Ф. Яруллина.
Хореография Л. Якобсона.

1956
19 февраля — «Лауренсия» А. Крейна
Лауренсия **
Хореография В. Чабукиани.

1958
17 марта — «Спартак» А. Хачатуряна
Эгина *
Хореография И. Моисеева.

1959
7 марта — «Каменный цветок» С. Прокофьева
Хозяйка Медной горы **
Хореография Ю. Григоровича.

1960
18 сентября — «Конек-Горбунок» Р. Щедрина
Царь-девица
Хореография А. Радунского.

1961
25 декабря — опера «Не только любовь» Р. Щедрина
Девушка с веткой черемухи *
Хореография Т. Устиновой.

28 декабря — «Ромео и Джульетта»
С. Прокофьева
Джульетта
Хореография Л. Лавровского.

1962
4 апреля — «Спартак»
Фригия **
Хореография Л. Якобсона.


Метрополитен-опера, Нью-Йорк
Гастроли Большого театра
17 сентября — «Класс-концерт»
на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова, А. Лядова, Солистка *
Хореография А. Мессерера.

Там же
29 сентября — «Баядерка»
Л. Минкуса
Никия (акт «Тени»)
Хореография М. Петипа.

1963
7 декабря — «Спящая красавица»
Принцесса Аврора *
Хореография М. Петипа, ред. Ю. Григоровича.

1964
Сцена Кремлевского Дворца съездов
30 июня — «Жар-птица» И. Стравинского
Жар-птица **
Хореография М. Фокина.

1965
15 апреля — «Легенда о любви» А. Меликова
Мехменэ Бану **
Хореография Ю. Григоровича.

1967
20 апреля — «Кармен-сюита»
на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина
Кармен *
Хореография А. Алонсо.

29 ноября — «Прелюдия» *
на музыку И. С. Баха
Хореография Н. Касаткиной и В. Василёва.

1971
4 января — «Спартак»
Эгина
Хореография Ю. Григоровича.

1972
10 июня — «Анна Каренина» Р. Щедрина
Анна Каренина *
Хореография М. Плисецкой
(совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым).

1973
13 июня — «Гибель розы»* **
2-я часть балета «La Rose Malade»
на музыку Г. Малера
(«Адажиетто» из 5-й Симфонии).
Хореография Р. Пети.

1980
27 мая — «Чайка» Р. Щедрина
Чайка и Нина Заречная *
Хореография М. Плисецкой (ассистент И. Якобсон).

1985
20 ноября — «Дама с собачкой» Р. Щедрина
Анна Сергеевна *
Хореография М. Плисецкой (ассистенты Б. Мягков, Т. Легат).


ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

25 февраля 1964 г.

Вечер, сопровождавший выдвижение на Ленинскую премию
I акт балета «Дон Кихот»
фрагмент балета «Спящая красавица»
адажио из балета «Спартак»
«Умирающий лебедь»


9 апреля 1964 г.
I акт балета «Дон Кихот»
фрагмент балета «Спящая красавица»
адажио из балета «Спартак»
«Умирающий лебедь»


26 октября 1968 г.
II акт балета «Лебединое озеро»
«Кармен-сюита»


14 января 1969 г.
II акт балета «Лебединое озеро»
«Кармен-сюита»


23 мая 1978 г.

Негласно посвящен 35-летию творческой деятельности.
II акт балета «Лебединое озеро»
«Айседора»
«Болеро» — премьера в России

Разрешение танцевать «Болеро» «неблагонадежного» Бежара ей дали за пару часов до начала представления. Вечер прославился тем, что публика, ожидавшая судьбоносного решения властей, с утра толпилась на Театральной площади. В театр просочилось людей много больше, чем мог вместить зал. Хлынув внутрь, толпа сметала на своем пути заграждения.

«Майя как бы с неба к нам пришла, прилетела, я видела, как летает, летит, сидит („Кармен-сюита“, я имею в виду неописуемость этой позы, бурю и мглу, мощь и энергию движения, все-таки соотнесенного с заданной неподвижностью, с табуретом, не знаю, как назвать) или стоит на столе („Болеро“)...»
Белла Ахмадулина


7 мая 1983 г.
В рамках фестиваля «Московские звезды»
Негласно посвящен 40-летию творческой деятельности.
II акт балета «Анна Каренина»
«Айседора»
«Кармен-сюита»

«Айседора Дункан не может станцевать Майю Плисецкую, а Майя Плисецкая может станцевать Айседору».
Морис Бежар


20 ноября 1985 г.
День рождения Майи Плисецкой
«Дама с собачкой» — мировая премьера
«Кармен-сюита»


26 апреля 1987 г.
К 20-летию балета «Кармен-сюита»
«Дама с собачкой»
«Кармен-сюита»


10 октября 1993 г.
Посвящен 50-летию творческой деятельности
«Умирающий лебедь»
«Айседора»
«Кармен-сюита»
«Безумная из Шайо» — премьера в России

«Достаточно, чтобы нашлась одна здравомыслящая женщина, и безумие, охватившее мир, сломало об нее себе зубы». Этих слов, разумеется, нет в балете, но, что важно, Плисецкая играет и смысл этих слов и еще нечто другое. Поверх текста и над ним она идет, как всегда, к трагедии, к высокому смыслу одиночества всех «безумных». Той жизни, которая держит эту женщину на земле, поистине нет конца. Она сидит в кресле, зажатая подлокотниками. Внезапно смолкает музыка. И в полной тишине продолжают жить руки, живет все тело, глаза — с кем-то говорят, о чем-то молят, зовут, любят, негодуют. Так, в абсолютной тишине, медленно уходя в темноту, сопротивляясь всякой тьме и продолжая жить в ней, Плисецкая кончает свой спектакль."
Наталья Крымова, «Известия», 14 октября 1993 г.


28 ноября 1995 г.
К дню рождения Майи Плисецкой
Вечер с участием звезд мирового балета
«Умирающий лебедь»
«Айседора»
«Курозука»
номера в исполнении других артистоВ

«Майя — гений метаморфоз»
Морис Бежар. Пояснение к балету «Курозука» («Оборотни»)


20 ноября 2000 г.
День рождения Майи Плисецкой
Гала-концерт «Звезды мирового балета»
фрагмент балета «Айседора»
номер «Ave Майя» — мировая премьера
номера в исполнении других артистов
балет «Кармен» в постановке Матса Эка
в исполнении артистов балетной труппы варшавского Большого театра


20 ноября 2005 г.

Государственный Кремлевский дворец
День рождения Майи Плисецкой
Концерт-спектакль с участием звезд Большого театра и мирового балета,
всемирно известного исполнителя танца фламенко Хоакина Кортеса и шаолиньских монахов


ЗА ПРЕДЕЛАМИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

1934
Хореографическое училище при Большом театре
«Конференция по разоружению» — Чан Кай-ши *
Музыка М. Глинки.
Хореография Л. Якобсона.

1940
Хореографическое училище при Большом театре
(сцена клуба НКВД)

«Пахита» —
Гран па, Солистка
Музыка Л. Минкуса.
Хореография М. Петипа.

«Мелодия» *
Музыка С. Рахманинова.
Хореография А. Чичинадзе.

«Элегия» *
Музыка С. Рахманинова.
Хореография А. Чичинадзе.

1941
Хореографическое училище при Большом театре
«Экспромт» — Нимфа *
Музыка Петра Чайковского.
Хореография Л. Якобсона.

1942
Свердловск (ныне Екатеринбург)
«Умирающий лебедь»
Музыка К. Сен-Санса.
Хореография М. Фокина.

1949
Концертный зал имени П.И.Чайковского
Творческий вечер Майи Плисецкой
Хореография Касьяна Голейзовского *

«Адажио»
из второго акта балета «Спящая красавица»
Музыка П. Чайковского.

«Облачко»
Музыка Ф. Шопена.

«Песнь любви»
Музыка Ф. Листа.

«Призыв»
Музыка К. Молчанова.

«На фронте»
Музыка С. Рахманинова.

«Весна»
Музыка С. Рахманинова.

«Испанские народные пляски»


1940 — 1950
Сценические площадки Москвы,
других городов СССР и за рубежом.

«Вальс»
Музыка Б. Годара.
Хореография А. Мессерера.

«Мелодия»
Музыка К. В. Глюка.
Хореография А. Мессерера.

«Вальс»
Музыка М. Мошковского.
Хореография В. Вайнонена.

«Вальс»
Музыка И. Штрауса.
Хореография К. Голейзовского.

«Вальс»
Музыка А. Хачатуряна.
Хореография К. Голейзовского.

«Испанский танец»
Музыка Р. Щедрина.
Хореография К. Голейзовского.

«Мелодия»
Музыка А. Дворжака.
Хореография М. Плисецкой.

1954
Колонный зал Дома союзов
Индийский классический танец в стиле Бхарата Натьям.

Московский государственный музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко
«Лебединое озеро» — Одетта—Одиллия
Музыка П. Чайковского.
Хореография В. Бурмейстера (1-й, 3-й, 4-й акты), П. Гусева по Л. Иванову (2-й акт).
Эту редакцию балета Майя Плисецкая танцевала на своих первых гастролях в Парижской Опере (1961).

1973
Дворец спорта, Париж
Гастроли труппы Марсельский балет
«La Rose Malade» *
Музыка Г. Малера.
Хореография Р. Пети.

1975
Театр де ла Монне, Брюссель
Труппа Мориса Бежара «ХХ век»
«Болеро» — Мелодия
Музыка М. Равеля.
Хореография М. Бежара.

1976
Опера Монте-Карло
«Айседора» — Айседора *
Музыка Л. ван Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Скрябина, Р. де Лиля.
Хореография М. Бежара.

1979
Дворец конгрессов, Париж
Гастроли труппы Мориса Бежара «ХХ век»
«Леда» — Леда *
Музыка К. Сен-Санса и старинная японская музыка театра Но.
Хореография М. Бежара.

1983
театр «Пергола» (Флоренция)
«Чайка» — Чайка и Нина Заречная
Музыка Р. Щедрина.
Хореография М. Плисецкой (ассистент И. Якобсон).

1984
Лионский фестиваль
Труппа театра Нанси (Франция)
«Федра» — Федра
Музыка Ж. Орика.
Хореография С. Лифаря.

Театр в Термах Каракаллы (Рим)
Балетная труппа Римской оперы
«Раймонда»
Музыка А. Глазунова.
Постановка М. Плисецкой.
Хореография в редакции Л. Лавровского.

1985
Муниципальный театр Гетеборга
«Чайка» — Чайка и Нина Заречная

1986
Театр «Эспас Пьер Карден», Париж
«Королева преисподней» *
Музыка Ф. Гласcа.
Хореография А. Дебу.

1987
Сити центр, Нью-Йорк
Открытие 61-го сезона труппы Марты Грэхем.
«Фимиам»
Музыка Х. У. Лумиса.
Хореография Р. Сен-Дени.

1987–1990
Театро лирико насиональ «Ла Сарсуэла», Мадрид
«Мария Стюарт» — Мария Стюарт *
Музыка Э. Диего.
Хореография Х. Гранеро.

«Тщетная предосторожность»
Музыка П. Гертеля.
Хореография М. Плисецкой.

Фестиваль искусств в Переладе (Испания).
Опера-балет «Вилисы» *
Музыка Д. Пуччини.
Хореография М. Плисецкой.

1990
Театр «Колон», Буэнос-Айрес
«Арена для петушиного боя» — Нелида Моралес *
Музыка А. Пьяццоллы.
Хореография Х. Лопеса.

Чикагский балет
«By Django» *
Музыка Дж. Рейнхардта.
Хореография Г. Шмидта.

1992
Театр «Эспас Пьер Карден», Париж
Труппа Реннского хореографического центра
«Безумная из Шайо» — Орели *
Музыка Р. Щедрина.
Хореография Дж. Качуляну.

1995
Национальный театр Шайо, Париж
«Курозука» *
Музыка Т. Маюдзуми.
Хореография М. Бежара.

1996
Концертный зал Бунка-канган, Токио
«Послеполуденный отдых фавна» — Нимфа
Музыка К. Дебюсси.
Хореография В. Нижинского.

1997
Замок Хофбург, Вена
Новогодний бал
«Золушка» (по мотивам сказки).
Музыка И. Штрауса.
Хореография М. Плисецкой.

2000
Международный фестиваль танца в Генуе
Муниципальный театр
«Соната для троих» *
Музыка Б. Бартока.
Хореография М. Бежара.

Токио Кокусай Форум
«Крылья кимоно» — Небесная фея *
Музыка Т. Ивасиро.
Постановка Х. Тересаки, Т. Ватанабэ и К. Исии.
Спектакль, объединивший театр Но и классический балет.

2003
Театральная компания Такаразука, Такаразука (Япония)
Мюзикл «Песнь царствам» (по мотивам оперы Дж. Верди «Аида»)
Музыка М. Каи.
Реж. Ш. Кимура.
Хореография М. Плисецкой.

2008
Киото, святилище Камигамо (Япония)
В древнем Киото, на территории памятника культуры, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоялась пластическая импровизация «на тему» взаимоотношений прекрасной феи и земного человека. Уникальность проекта состояла в том, что он соединил мировую легенду классического балета Майю Плисецкую и Рокуро Умеваку, 56-го главу известнейшего в Японии клана артистов театра Но.

* Первая исполнительница
** Первая исполнительница в Большом театре


Снималась в кинофильмах-концертах:
«Большой концерт» (1951, адажио из II акта балета «Лебединое озеро»; реж. В. Строева, «Мосфильм»),
«Мастера русского балета» (1953, сцены из балета «Бахчисарайский фонтан»; реж. Г. Раппапорт, «Ленфильм»);
в киноэкранизациях балетов и опер:
«Лебединое озеро» (1957, хореография А. Горского, А. Мессерера, реж. З. Тулубьева, Центральная студия документальных фильмов /ЦСДФ/),
«Хованщина» (1959, хореография С. Кореня, реж. В. Строева, «Мосфильм»),
«Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (под назв. «Сказка о Коньке-Горбунке», 1961, хореография А. Радунского, реж. З. Тулубьева, ЦСДФ),
«Анна Каренина» (1974, реж. М. Пилихина, «Мосфильм»);
в советско-французском художественно-документальном панорамном фильме «СССР с открытым сердцем» (1961, реж. В. Катанян, Л. Кристи, «Мосфильм», ЦСДФ);
в художественных кино- и телефильмах:
«Анна Каренина» (1967, в роли Княгини Бетси Тверской; реж. А. Зархи),
«Чайковский» (1970, в роли Дезире Арто; реж. И. Таланкин, оба — «Мосфильм»),
«Фантазия» (1976, в роли Марии Николаевны Полозовой; сценарий М. Плисецкой по повести И. Тургенева «Вешние воды», реж. А. Эфрос, музыка П. Чайковского и Р. Щедрина, балетм. В. Елизарьев, т/о «Экран»),
«Зодиак» (1985, реж. И. Вайткус, Литовская киностудия);
в телеэкранизациях балетов:
«Болеро», «Айседора» (оба — 1977, оба — телефильм-концерт «Поэзия танца», хореография М. Бежара, реж. М. Плисецкая и А. Тафель, т/о «Экран»),
«Кармен-сюита» (1978, хореография А. Алонсо, реж. Ф. Слидовкер, т/о «Экран»),
«Перебои сердца» на музыку разных композиторов (1981, в роли Герцогини Германтской; хореография Р. Пети, «France 3»),
«Чайка» (1982, хореография М. Плисецкой, реж. Е. Мачерет, Главная ред. муз. программ ЦТ),
«Гибель розы» (1983, хореография Р. Пети, реж. А. Тафель), «Дама с собачкой» (1986, хореография М. Плисецкой , реж. Б. Галантер; оба — т/о «Экран»);
в кино- и телевизионных фильмах-концертах:
«Путь в большой балет» (1961, сцены из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина; реж. Л. Мильчин, ЦСДФ),
«Хореографические новеллы» (1973, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва, реж. В. Граве, В. Василёв, т/о «Экран»);
в документальных фильмах:
«Юность мира» (1949, реж. А. Ованесова, Й. Киш, ЦСДФ и «Венгерский фильм»),
«Сочинение танцев» (1967), «Мир танца» (1973; оба — реж. Ю. Альдохин, оба — «Центрнаучфильм»),
«Агриппина Ваганова» (1987, реж. В. Окунцов, «Лентелефильм») и др.

Творчеству балерины посвящены документальные фильмы:
«Танцы Майи Плисецкой» (1960, автор Н. Аркина, Главная ред. муз. программ ЦТ),
«Майя Плисецкая» (1964, реж. В. Катанян, ЦСДФ; 1981, 2-я ред.),
«Майя Плисецкая» (1999, реж. Д. Делуш, «Les Films du Priore, Muzzik», Франция),
«Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987, реж. Б. Галантер, т/о «Экран»),
«Майя» (2000, реж. М. Сакагуши, «NHK», Япония),
«Майя Плисецкая Assoluta» (2002, реж. Э. Капнист, «ARTE France et KUIV productions», Франция),
«Аве Майя» (2005, реж. Н. Тихонов, студия «Артс Медиацентр»)
— и фильмы-концерты:
«Балерина» (1969, реж. В. Дербенев, «Мосфильм»),
«Майя Плисецкая» (1974, реж. А. Тафель; в этом фильме М. Плисецкая впервые исполнила «Ноктюрн, опус 55, № 1» из балета «В ночи» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Роббинса, т/о «Экран»).

Возглавляла жюри Международного балетного конкурса «Майя», учрежденного в её честь в Санкт-Петербурге (1994, 1996, 1998). Неоднократно была членом и председателем жюри других международных конкурсов артистов балета.

Написала две книги — «Я, Майя Плисецкая...» и «Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах», переведенные на множество языков и неоднократно переиздававшиеся в России.

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
Умерла 2 мая 2015 г. в Мюнхене.