Награды

1988 г. — лауреат Международного юношеского конкурса «Приз Лозанны».
1995 г. — Ее Королевское Высочество принцесса Ганноверская назначает ее прима-балериной (этуалью) Балета Монте-Карло.
2002 г. — офицер ордена «За заслуги в области культуры» Княжества Монако.
2003 г. — была удостоен Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «За выдающиеся заслуги»«.
2005 г. — была названа лучшей танцовщицей года итальянским журналом «Данца и данца» («Danza & Danza»).
2011 г. — приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la danse» (Москва).


				
Бернис Коппьетерс

Биография

Родилась в г. Дендермонде (Бельгия), искусству балета начала обучаться в Антверпенском институте балета. В 1988 г. поступила в Джульярдскую школу в Нью-Йорке, стала победительницей Международного юношеского конкурса в Лозанне и была принята солисткой в труппу Королевского балета Фландрии.

С 1991 г. сотрудничает с Балетом Монте-Карло, возглавляемым Жаном-Кристофом Майо. Встреча этих артистов положила начало уникальному партнерству, которое продолжается уже более двадцати лет.
Вместе с Майо создавала запоминающиеся образы в балетах, благодаря которым труппа завоевала международную известность.


Это партии:
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; затем исполняла партию Синьоры Капулетти)
Фея-крестная, Злая мачеха («Золушка» С. Прокофьева)
Мейер/ пара «Дроссельмейер» («Щелкунчик в цирке», версия «Щелкунчика» П. Чайковского)
Красавица («Красавица», версия «Спящей красавицы» П. Чайковского)
Титания («Сон» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Теруджи, Б. Майо)
Смерть («Фауст» на музыку Ф. Листа и Ш. Гуно)
Принцесса Шехерезада («Шехерезада» на музыку Н. Римского-Корсакова)
Мать Черного лебедя («Озеро», версия «Лебединого озеро», музыка П. Чайковского, Б. Майо)

Также исполняла ведущие партии в балетах:

«Концерт ангелов» на музыку И.С. Баха
«Где луна» / «Dov’e la luna» на музыку А. Скрябина
«Дуэт ангелов» на музыку Г.Ф. Генделя
«Дом милый дом» на музыку Г. Горецкого
«Тема с четырьмя вариациями» («Четыре темперамента») на музыку П. Хиндемита (с реминисценциями с балетом «Четыре темперамента» в постановке Дж. Баланчина) «Ubuhuha» на традиционную музыку Бурунди
«К земле обетованной» на музыку Дж. Адамса
«В полёте»/ «In vole» на музыку Ф. Шуберта
«Остров»
«Опус 40» на музыку М. Монк
«Око за око» на музыку А. Шнитке, А. Пярта, К. Джаррета
«От одного берега к другому берегу» на музыку Я. Мареса
«Другая песнь I»/ «Altro Canto I» на музыку К. Монтеверди, Б. Марини, Дж. Дж. Капсбергера
«Другая песнь II»/ «Altro Canto II» Б. Майо
«Дикие»/ «Fauves» на музыку «Прелюдии к послеполуденному отдыху фавна» К. Дебюсси
(балет поставлен на нее и Жиля Романа/ Балет Бежара в Лозанне)
«Танец мужчин для женщин» на музыку С. Райха
«Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля

Танцевала ведущие партии в спектаклях, созданных Русским балетом Дягилева, который с 1911 г. базировался в Монте-Карло, — балетах Михаила Фокина «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена («Шопениана»), «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, балете Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси. В ее репертуар входил ряд балетов Дж. Баланчина — «Агон» И. Стравинского, «Четыре темперамента» П. Хиндемита, «Блудный сын» С. Прокофьева, «Вальс» М. Равеля, «Серенада» на музыку П. Чайковского, «Скрипичный концерт» на музыку И. Стравинского, «Кого это волнует?»/ «Who Cares?» на музыку Дж. Гершвина, «Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского.

Сотрудничала с многими известными хореографами, балеты которых становились частью репертуара Балета Монте-Карло или которые ставили специально на нее:

«Дуэнде» / «Duende» на музыку К. Дебюсси (хореография Н. Дуато)
«Посередине, немного на возвышении», «Приблизительная соната», «Вторая деталь» на музыку Т. Виллемса (хореография У. Форсайта)
«Ужасная пародия на адрес» на музыку И.С. Баха (хореография У. Форсайта)
«Созерцая воды» на музыку А. Веберна (хореография Р. Занеллы)
«Возвращение в чужую страну» на музыку Л. Яначека, «Bella Figura» на музыку Л. Фосса, Дж.Б. Перголези, А. Марчелло, А. Вивальди, Дж. Торелли, «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта, «Игра окончена» на музыку А. Веберна, «Безмолвные крики» " на музыку «Прелюдии к послеполуденному отдыху фавна» К. Дебюсси (хореография И. Килиана), а также опусы К. Армитаж, Л. Чайлдс, Т. Тарп, К. О’Дэя, А. Прельжокажа, У. Шольца, Я. Годани, Сиди Ларби Шеркауи («В память»/ «In Memoriam» на музыку группы La Filleta; «Моя вина» / «Mea culpa» на музыку Г. Шюца), Й. Ингера, А. Кинг и М. Гёкке (сольный номер «Убитый»), М. Бежара («Болеро» М. Равеля).

В последние годы ассистирует Майо на постановках его балетов в других труппах, в частности, сотрудничала с Королевским Шведским балетом (Стокгольм), Эссенским балетом (Германия), балетом Венским государственным балетом, Национальным балетом Кореи (Сеул), Тихоокеанским северо-западным балетом (США, Сиэтл), Национальным театром Праги, Балетом Атланты (США).

Свыше десяти лет с ней сотрудничает визуальный художник Эрнест Пиньон-Эрнест.
В начале 2000 гг. он рассказал ей о своем желании создать серию портретов семи женщин — святых, монахинь, авторов мистических сочинений, переживших моменты религиозного экстаза и откровений (Мари-Мадлен де Шовиньи де ля Пелтрие, Хильдегарды Бингенской, Анджелы из Фолиньо, Екатериины Сиеенской, Терезы Авильской, Мари де л’Инкарнасьон и Мадам Гюйон). Его интересовало проявление экстаза в телесном воплощении — Бернис Коппьетерс он предложил стать моделью для этой работы. В 2008 г. серия «Экстазы» (полуобнаженные тела, написанные карандашом и углем, как будто сходят с листов бумаги) была представлена в часовне Св. Карла в Авиньоне, в 2009 г. — в здании Гримальди форума в Монако, далее — еще в нескольких городах Франции. В 2008 г. издательство «Галлимар» выпустило альбом, посвященной этой серии работ.

Неоднократно была моделью Хельмута Ньютона.
Ее изображения есть в его знаменитом фотоальбоме СУМО (издательство Taschen).

В 2006 г Анж Леччиа сняла о ней фильм — «Бернис Коппьетерс, танцовщица-звезда».

Фото Алис Бланжеро