|
В партии Ибрагима в балете «Медный всадник».
|
В партии Абдерахмана в балете «Раймонда».
|
В партии Абдерахмана в балете «Раймонда».
|
В партии Командора в балете «Лауренсия».
|
После спектакля «Подпоручик Киже».
|
1949 г. — I премия II Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште.
1959 г. — Орден «Знак Почёта».
1955 г. — Звание «Заслуженный артист РСФСР» (Российской Федерации).
6 августа 1975 г. погиб в автокатастрофе в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Родился 15 июня 1926 г. в Москве. В 1944 по окончанию Московского хореографического училища/МХУ (ныне Московская государственная академия хореографии), где выпускался у выдающегося педагога Николая Тарасова, был принят в балетную труппу Большого театра. Карьеру танцовщика закончил в 1967 г.
В
Индус («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1945 г.) — первый исполнитель
Менерс старший («Алые паруса» В. Юровского, хореография Н. Попко, Л. Поспехина, А. Радунского, 1946 г.)
Алексей («Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1947 г.)
Актёр на празднике («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1947 г.)
танец Оле (опера «Кармен» Ж. Бизе, хореография С. Кореня, 1947 г.)
Хан Гирей («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, Р. Захарова, 1948 г.)
Вожатый, первая вариация ("Дружные сердца"/"Аистёнок" Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина, А. Радунского, 1948 г.) — первый исполнитель
Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому, 1948 г.)
Парис («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1948 г.)
Ибрагим («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1949 г.) — первый исполнитель в Большом театре
индусский танец (опера «Лакме» Л. Делиба, хореография А. Мессерера, 1949 г.) — первый исполнитель
Вакх (хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, 1949 г.)
Андре («Фадетта» на музыку Л. Делиба, хореография Л. Лавровского, 1952 г.)
Абдерахман («Раймонда», хореография Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому, 1953 г.)
Лесничий («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в ред. Л. Лавровского, 1955 г.)
Командор («Лауренсия» А. Крейна, хореография В.М. Чабукиани, 1956 г.)
Герт («Тропою грома» К. Караева, хореография К. Сергеева, 1963 г.)
Капулетти-отец («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского 1963 г.)
Был партнером великих балерин Большого — Марины Семеновой, Галины Улановой, Майи Плисецкой, а также Раисы Стручковой, с которой составлял не только творческий, но и семейный дуэт.
Концертный репертуар
Виртуозно исполнял хореографические номера в своей постановке «Этюд» на музыку Р. Глиэра (1953 г.) и «Вальс» (1954 г.) на музыку И. Дунаевского, а также знаменитый «Вальс» на музыку М. Мошковского (хореография В. Вайнонена)
Экран
Снимался в партии Париса в киноэкранизации балета «Ромео и Джульетта» (1955 г., реж. Л. Арнштам, «Мосфильм»), в партии Индуса в киноэкранизации балета «Золушка» (1961 г., под названием «Хрустальный башмачок», реж. А. Роу, Киностудия им. М. Горького), в партии Абдерахмана в телеэкранизации балета «Раймонда» (1973 г., реж. Ф. Слидовкер, т/о «Экран»). Снятый на пленку концертный номер «Этюд» на музыку Глиэра в исполнении его и Р. Стручковой включен в документальный фильм «Раиса Стручкова» (1982 г., реж. В. Раменский, Центральная студия документальных фильмов).
Собственные постановки
В 1961 г. совместно с Ольгой Тарасовой поставил в Большом театре балет «Лесная песня» М. Скорульского по мотивам одноименной драматической феерии Леси Украинки. В
Балет «Подпоручик Киже» затем был поставлен в театрах оперы и балета Киева и Казани (1964 г.), Одессы (1966 г.). В 1969 г. на Центральном телевидении была создана телеэкранизация этого балета с участием артистов Большого театра (реж. М. Григорьев, т/о «Экран»).
Поставил также балеты «Ожившая легенда» на музыку Н. Метнера и «Утес» на музыку А. Хачатуряна (1964 г., Казань), «Ожившая легенда» и «Набат» на музыку А. Хачатуряна (1965 г., Киев), «Я имя твое пишу» на музыку Ф. Пуленка (1967 г., совместно с О. Тарасовой, Одесса), танцы в опере «Хованщина» (1967 г., миланский театр Ла Скала), «Жаклин» на музыку Ф. Пуленка (1969 г., совместно с О. Тарасовой, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
Совместно с О. Тарасовой поставил телевизионный балет «Имя твое» на музыку Ф. Пуленка (1970 г., реж. Ю. Сааков и сам А. Лапаури, с участием солистов Большого театра Раисы Стручковой и Мариса Лиепы, т/о «Экран»).
Творчеству артиста посвящена книга В. Тейдера «Александр Лапаури» (Москва, 1980).
Распечатать
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах» Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк» |
О театре | Репертуар | Артисты и администрация | Визит в театр | Партнеры |
---|---|---|---|---|