Награды

1944 г. — медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Советского Заполярья».
1945 г. — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-45».
1951 г.
— орден «Знак Почёта».
1959 г. — орден Трудового Красного знамени.
1964 г. — звание «Народный артист РСФСР» (Российской Федерации).

Умер в Москве 9 апреля 1986 г. Похоронен на Кунцевском кладбище. Автор памятника — скульптор Юрий Орехов.


						

Биография

«Юрий Жданов порывист и сдержан, пластичен и резок, бесстрастен и чувствен. Прыжок этого артиста медлителен: он спокойно отделяется от земли и, находясь в пространстве, как бы парит. Сердечные бури, безнадёжное отчаяние, кипучие страсти, всепоглощающую радость этот художник сумел облечь в одному ему присущий сдерживающий ритм».
Касьян Голейзовский

«Дарование Жданова, — писал о нём Б.А. Львов-Анохин, — яснее всего раскрылось в образах психологического плана, в таких ролях, как Ромео, Евгений, Альберт. Ему удавалось правдиво и просто передавать в танце сложные человеческие чувства».
Борис Львов-Анохин

Родился 29 ноября 1925 г. в Москве. В 1938-41 гг. учился в МХУ, в 1941 г. после начала Великой Отечественной войны зачислен в труппу Большого театра. В 1943 г. продолжил занятия в МХУ, которое окончил в 1944 (педагог Николай Тарасов).

Специально для выпускного концерта Юрия Жданова Касьян Голейзовский поставил хореографические миниатюры «Вальс-фантазия» на музыку М. Глинки и «Вальс» на музыку Л. Делиба.

В 1944-67 гг. был в труппе в Большого театра. В сезоне 1944/45 выступал с бригадой артистов на Северном фронте.

Репертуар

мазурка («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, А. Мессерера, 1942 г.)
кавалеры, Индус («Золушка» С. Прокофьева, постановка Р. Захарова, 1945 г.)
Угольщик («Алые паруса» В. Оранского, постановка Н. Попко, Л. Поспехина, А. Радунского, 1946 г.)
гран па («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, А. Горского, Л. Лавровского, 1947 г.)
юноши, Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, постановка Р. Захарова, 1948 г.)
па де труа («Лебединое озеро», 1948 г.)
лирический танец («Мирандолина» С. Василенко, постановка В. Вайнонена, 1949 г.) — первый исполнитель
Трубадур («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, постановка Л. Лавровского, 1949 г.)
Феникс («Красный мак» Р. Глиэра, постановка Л. Лавровского, 1949 г.)
Евгений («Медный всадник» Р. Глиэра, постановка Р. Захарова, 1951 г.)
Ма-Ли-Чен («Красный мак», 1951 г.)
Вакх («Вальпургиева ночь», постановка Л. Лавровского, 1951 г.)
Антуан Мистраль («Пламя Парижа» Б. Асафьева, постановка В. Вайнонена, 1951 г.)
четыре принца, Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Габовича, А. Мессерера, 1952 г.)
Ромео («Ромео и Джульетта», 1953 г.)
Граф Альберт («Жизель» Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в ред. Л. Лавровского, 1955 г.)
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1959 г.) — дебют состоялся на гастролях Большого балета в США
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, новые танцы и картины в постановке К. Голейзовского и Р. Захарова, 1959 г.)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро», 1960 г.)
Армен (III акт «Гаянэ» А. Хачатуряна, постановка Н. Анисимовой, 1961 г.) — первый исполнитель
Андрей («Страницы жизни» А. Баланчивадзе, постановка Л. Лавровского, 1961 г.) — первый исполнитель
Жан де Бриен ("Раймонда«,1961 г.)
Иван-Царевич («Жар-птица», хореография М. Фокина, 1965 г.)
Хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1966 г.)
Злой гений («Лебединое озеро», 1966 г.)

Исполнял танцы в оперных постановках.
Имел обширный концертный репертуар, в том числе в постановке Л. Якобсона и К. Голейзовского.

В 1951–60 гг. был постоянным партнёром Галины Улановой, с которой гастролировал по городам СССР, а также участвовал в первых гастролях советского балета в Париже и Берлине (1954 г.). Затем с труппой Большого театра участвовал в исторических гастролях в Лондоне (1956 г.), Париже (1958), США (1959) и др.

Снимался в кинфильме-концерте «Мастера русского балета» (1954 г., «Ленфильм», в партии Вацлава во фрагментах балета «Бахчисарайский фонтан», реж. Г. Раппапорт), в заглавной партии в киноэкранизации балета «Ромео и Джульетта» (1955 г., «Мосфильм», реж. Л. Арнштам).
Его творчеству посвящён телевизионный документальный фильм «Юрий Жданов. Страницы жизни артиста и художника» (1988 г., т/о «Экран», реж. Ф. Слидовкер).

В 1968 г. окончил балетмейстерский факультет ГИТИС (ныне РАТИ).
В 1981-86 гг. вёл в этом институте дисциплину «Искусство балетмейстера» и разработанный им самим курс «Балетный театр и художник».
В 1971-76 гг. был художественным руководителем Государственного концертного ансамбля СССР «Классический балет», для которого поставил балеты «Хореографическая сюита» К. Акимова (1972 г.), «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского (1973 г.), «Весенняя фантазия» на музыку Р. Дриго (1974 г.) и хореографические миниатюры «Молодые голоса» на музыку Я. Бенды, «Этюд-картина» на музыку С. Рахманинова (1971 г.) и др.

В 1951-56 гг. занимался в студии художника Г. Шегаля. С середины 50-х гг. регулярно выставлял свои картины на выставках, в том числе зарубежных и персональных — в СССР и за рубежом.