|
В партии Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик». Фото Георгия Соловьева.
|
В партии Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик».
Мари – Людмила Семеняка. Фото Георгия Соловьева. |
В партии Ферхада в балете
«Легенда о любви». Фото Георгия Соловьева. |
В заглавной партии балета «Спартак».
Фото Александра Конькова. |
В заглавной партии балета «Спартак».
Фото Александра Конькова. |
В партии Графа Альберта в балете «Жизель».
Фото Георгия Соловьева. |
В заглавной партии балета «Ромео и Джульетта».
Джульетта – Наталия Бессмертнова. Фото Александра Князькова. |
В балете «Шопениана». С Надеждой Павловой.
Фото Георгия Соловьева. |
1972 г. – II премия Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве.
1973 г. – I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1975 г. – премия Ленинского Комсомола за высокое исполнительское мастерство.
1976 г. – звание «Заслуженный артист РСФСР» (Российской Федерации).
1982 г. – звание «Народный артист РСФСР».
1984 г. – звание «Народный артист СССР».
1991 г. – Орден Трудового Красного знамени.
1992 г. – Приз «Лучший хореограф года» Ассоциации западноевропейских импресарио;
приз Мориса Бежара «Лучшему хореографу конкурса» Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» за хореографический номер «Инструктаж авиапассажиров перед полетом в Теннесси» на музыку ансамбля «Манхэттен Трансфер» (Пермь).
1994 г. – Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь балета».
1999 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
2005 г. – Правительственная премия имени Ф.В. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства России» за 2004 год.
2006 г. – Орден Петра Великого I степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие искусства».
2007 г. – орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2018 г. — почетная грамота Президента РФ.
2022 г. — Орден «За заслуги в культуре и искусстве».
«Танец Вячеслава Гордеева отличают благородство формы, высокая техническая точность. Уверенность в турах и пируэтах. Он обладает хорошим прыжком, умеет в поддержках быть надёжным и пластичным».
премьер Большого балета Борис Хохлов
Родился 3 августа 1948 г. в Москве. В 1968 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где выпускался у Петра Пестова. Выезжал с училищем на гастроли в Париж (1968 г.). В 1968-89 гг. танцевал в составе труппы Большого театра. В 1995-97 гг. руководил балетной труппой Большого театра.
В 1983 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 87-м — балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского/ ГИТИС. Преподает в этом вуз: в 1993-98 гг. вел курс педагогов-балетмейстеров, с 2005 г. — профессор, с 2016-го – заведующий кафедрой хореографии.
В 2003-06 гг. руководил балетной труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
В 2005 г. открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 г. учредил благотворительный фонд.
Несколько лет преподавал в Государственной академии славянской культуры, после реорганизации преобразованной в Институт славянской культуры (один из факультетов Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина).
Являлся официальным представителем фонда Рудольфа Нуреева в РФ и странах СНГ.
В 2007-11 гг. – депутат Московской областной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма.
Арлекин («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, 1969 г.)
Пан (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1969 г.)
вставное па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1970 г.)
Арапчонок (опера «Аида» Дж. Верди, хореография Р. Захарова, 1970 г.)
Пастух («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1970 г.)
Кузнечик («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1970 г.)
Па де труа («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, А. Мессерера, 1971 г.)
Юноша («Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева, 1971 г.) - первый исполнитель
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1972 г.)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик», 1972 г.)
Ферхад («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича, 1974 г.)
Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1974 г.)
заглавная партия («Спартак», 1974 г.)
Граф Альберт («Жизель», 1975 г.)
Клавдио («Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро, 1976 г.)
Икар («Икар», хореография В. Васильева, вторая редакция, 1978 г.)
па де де («Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.А. Моцарта и Ж. Рамо, хореография В. Васильева, 1978 г.)
Сергей («Ангара» А. Эшпая, хореография Ю. Григоровича, 1978 .)
Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1979 г.) – первый исполнитель в Большом театре
Солор (картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Микуса, хореография М. Петипа, 1980 г.)
Принц («Деревянный принц» Б. Бартока, хореография А. Петрова, 1981 г.) – первый исполнитель
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1982 г.)
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» в первой редакции Ю. Григоровича, 1984 г.)
Был партнером Раисы Стручковой, Марины Кондратьевой, Екатерины Максимовой, Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки и др. В 1973-85 гг. – постоянный партнер Надежды Павловой.
Будучи руководителем балетной труппы Большого, возобновил балет «Ромео и Джульетта» в постановке Л. Лавровского (1995 г.), поставил одноактный балет «Последнее танго» на музыку А. Пьяццоллы по мотивам романа P. Эйли «Последнее танго в Париже» и одноименного фильма Б. Бертолуччи (1996 г.), хореографический номер «Мираж» на музыку В.А. Моцарта (1996 г.). Был режиссером-постановщиком юбилейного концерта Ольги Лепешинской в Большом театре (1996 г.).
В 1984-95 гг., 1997-2007 гг. и вновь с 2008 г. – художественный руководитель Московского государственного областного театра «Русский балет».
Поставил спектакли:
«Ожившие картины» на музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта (1986 г.), «Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом» на музыку Дж. Россини (1989 г.), «Щелкунчик» (1993), «Золушка» (2001); осуществил новые редакции балетов «Вальпургиева ночь» (1985 г.), «Гран па» на музыку Р. Дриго, Л. Делиба (1986 г.), «Пахита» Л. Минкуса (1987 г.), «Дон Кихот» (1989 г.), «Лебединое озеро», «Жизель», «Сюита часов» из оперы «Джоконда» А. Понкьелли (все в 1991 г.), «Коппелия» Л. Делиба (1992 г.), «Спящая красавица» (1999 г.), «Шехеразада» (2004 г.); поставил свыше двадцати хореографических номеров. Написал либретто и постановил по ним спектакли «В честь Петипа», «В честь Горского», «В честь Фокина» (2001г.), в которых исполнил соответственно роли Петипа, Горского и М.М. Фокина, а также концертной программы «Роман с балетом, или Реверанс критику» (2005 г.). В 2005 г. открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет».
В 2003 г. на творческом вечере («Все впервые») в честь собственного 55-летия (Государственный центральный концертный зал «Россия») исполнил фрагмент из балета «Онегин» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Крэнко) и партию Мавра в балете «Павана мавра» на музыку Г. Перселла (хореография Х. Лимона).
В 2003-06 гг. возглавлял балетную труппу Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где поставил «Лебединое озеро» (2003 г.), «Щелкунчик» (2004 г.), «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера (оба в 2005 г.), «Дон Кихот» (2006).
В качестве балетмейстера-постановщика принял участие в постановке спектакля «Любовь глазами сыщика» П. Шеффера в Московском академическом театре имени В.В. Маяковского (2004 г., режиссер Сергей Арцибашев).
В 2007 г. в рамках Года России в Китае на сцене театра «Московская оперетта» поставил с артистами театра «Русский балет» балет «Течет речка» на музыку В. Дзо.
Неоднократно выступал в качестве председателя жюри международных конкурсов артистов балета – в Японии (Осака), Корее, Душанбе.
Творчеству Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой посвящён телефильм-концерт «Дуэт молодых» (режиссер В. Граве, т/о «Экран», 1977 г.).
Снимался – в дуэте с Екатериной Максимовой – во фрагменте из II акта балета «Жизель» (режиссер В. Граве, т/о «Экран», 1974 г.), в художественном фильме «Сицилианская защита» (режиссер И. Усов, «Ленфильм», 1980 г.), в оригинальном телевизионном балете «Поэмы» на музыку Ф. Листа («Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», хореография Бориса Барановского и самого Вячеслава Гордеева, режиссер Ф. Слидовкер, т/о «Экран», 1981 г.), в телефильме-концерте «Интервью в зарубежном антракте» (режиссер Ю. Рашкин, 1991 г.), в телевизионном документальном фильме «Александр Годунов. Побег в никуда» (режиссер Л. Вьюгина, производство «РТР», 2005 г.).
Распечатать
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах» Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк» |
О театре | Репертуар | Артисты и администрация | Визит в театр | Партнеры |
---|---|---|---|---|