В партии Базиля в балете
В партии Базиля в балете "Дон Кихот".
Китри - Екатерина Максимова.
Фото Владимира Пчелкина.
В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете
"Лейли и Меджнун".
Фото из архива артиста.
В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете "Спартак".
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете "Спартак".
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии балета
В заглавной партии балета
"Иван Грозный".
Фото Анны Клюшкиной.
"Фрагменты одной биографии".
С Екатериной Максимовой.
Фото Елены Фетисовой.
"Ностальгия".
С Екатериной Максимовой.
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете
В заглавной партии в балете " Икар".
Эола - Екатерина Максимова.
Фото Анны Клюшкиной.

Награды

1959 г. — I премия Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вена (Австрия).
1964 г. — премия имени Вацлава Нижинского Парижской академии танца;
Гран при I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария: до настоящего времени Владимир Васильев является единственным обладателем Гран при этого конкурса);
звание Заслуженного артиста РСФСР (Российской Федерации)
1968 г. — премия Ленинского комсомола за выдающееся исполнительское мастерство и создание образа народного героя в спектаклях Большого театра;
звание Народного артиста РСФСР
1970 г. — Ленинская премия за исполнение партии Спартака
1972 г. — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с Е. Максимовой) и премия имени Ленинского комсомола
1973 г. — звание Народного артиста СССР
1976 г. — орден Ленина
1977 г. — Государственная премия СССР за исполнение партии Сергея в балете «Ангара»
1981 г. — орден Дружбы народов
1984 г. — Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за постановку телебалета «Анюта»
1985 г. — Приз Интервидения за постановку телебалета «Дом у дороги» и Приз за лучшее исполнение в нем мужской роли на фестивале «Злата Прага»
1986 г. — орден Трудового Красного Знамени; приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (балет «Анюта»)
1989 г. — премия им. Дж. Тани («Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» — совместно с Е. Максимовой, Италия)
1990 г. — премия им. С.П. Дягилева (Пермь); медаль им. П. Пикассо (ЮНЕСКО)
1991 г. — Государственная премия РФ
1993 г. — «Хрустальная Турандот» (совместно с Е. Максимовой по итогам театрального сезона)
1999 г. — «За заслуги» (Франция)
2000 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
2001 г. — «Хрустальная Турандот» («За честь и достоинство»);
медаль им. П. Пикассо (ЮНЕСКО)
2004 г. — «Рио Бранко» (вручается президентом Республики Бразилии за заслуги в дипломатии — по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в бразильском городе Жоинвилле).
2005 г. — приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета»
2007 г. — премия им. Людвига Нобеля (Санкт-Петербург, возрождена по инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности)
2008 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
2010 г. — премия Свободы, вручаемая в Нью-Йорке за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей
2016 г. — орден Восходящего солнца III степени (Япония);
премия «Легенда»  (в рамках I фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»).


						

Биография

«Васильев не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета… Он настоящий гений танца».
Касьян Голейзовский


Родился в Москве 18 апреля 1940 г. В 1958 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в старших классах у Михаила Марковича Габовича), и был принят в балетную труппу Большого театра. Партии готовил под руководством Алексея Ермолаева, затем - Галины Улановой. Перестал выступать в Большом театре с 1988 г.
В 1982 г. окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российская академия театрального искусства). В том же году начал преподавать в этом вузе на кафедре хореографии, в 1986-95 гг. заведовал этой кафедрой, с 1990 г. - профессор.
В 1995-2000 гг. был художественным руководителем-директором Большого театра.


Репертуар

Среди постановок Владимира Васильева

«Икар» С. Слонимского (1971; вторая редакция, 1976 г., Большой театр)
«Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.А. Моцарта и Ж. Рамо (1978 г., Большой театр)
«Макбет» К. Молчанова (1980 г., Большой театр; 1981, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета; 1984 г., Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 г., Будапештская национальная опера; 1990 г., театр «Кремлёвский балет»)
«В честь Галины Улановой»/ Hommage d’Oulanova (1981 г., концертный зал «Плейель», Париж, был среди исполнителей)
«Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (1983 г., Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 г., Большой театр)
«Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (1983 г., Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 г., Большой театр)
«Анюта» на музыку В. Гаврилина театре (1986 г., театр Сан-Карло; Большой театр; Рижский театр оперы и балета/ ныне Латвийская национальная опера; 1987 г., Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки; 1989 г., Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1990 г., Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 1993 г., Омский государственный музыкальный театр; 1995 г., Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики им. П. И. Чайковского, Ижевск; 2008 г., Воронежский театр оперы и балета; 2009 г., Красноярский государственный театр оперы и балета; 2011 г., Самарский академический театр оперы и балета).
новая редакция балета «Паганини» (хореография Л. Лавровского) на музыку С. Рахманинова (1988 г., театр Сан-Карло; 1995 г., Большой театр)
музыкально-драматическая композиция «Сказка о Попе и работнике его Балде» на музыку Д. Шостаковича (1989 г., Концертный зал им. П.И. Чайковского, в сотрудничестве с режиссером Ю. Борисовым; был первым исполнителем роли Балды)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1990 г., Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 г., Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 г. Латвийская национальная опера, Рига; Муниципальный театр Рио-де-Жанейро, 2002 г.)
хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (1983 г., Балет Елисейских полей, Париж; 1990 г. Большой театр)
«Дон Кихот» Л. Минкуса (1991 г., Американский театр балета/ АБТ; 1994 г., театр «Кремлёвский балет»; 1995 г., Литовская национальная опера; 2001 г., Токио-балет, Япония; 2007 г., Национальный театр, Белград)
«Золушка» С. Прокофьева (1991 г., театр «Кремлёвский балет», был первым исполнителем партии Мачехи; 2002 г., Челябинский театр оперы и балета; 2006, Воронежский театр оперы и балета)
«Ностальгия» на музыку русских композиторов (1994 г., театр «Кремлёвский балет», был первым исполнителем главной партии)
музыкально-драматическая композиция «Художник читает Библию» (1994 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
реквием «О, Моцарт! Моцарт…» на музыку В.А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери (1995 г., Московский театр Новая опера)
«Балда» на музыку Д. Шостаковича (1999 г., Большой театр; 2006 г., Государственный театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова)
«Лебединое озеро» П. Чайковского (1996 г., Большой театр)
новая редакция балета «Жизель» А. Адана (1994 г., Римская опера; 1997 г., Большой театр)
хореографические сцены в опере «Хованщина» (режиссер Б. Покровский) М. Мусоргского (1995 г., Большой театр)
опера «Травиата» Дж. Верди (1996 г., Большой театр)
хореографическая композиция на музыку увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки (1997 г., Большой театр)
«Заклятие дома Эшеров» на музыку Г. Гетти (2009 г., премьера – в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра, на сцене Большого театра)
«Красный мак» Р. Глиэра (2010 г., Красноярский театр оперы и балета)
«Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И. С. Баха (2015 г.,Татарский академический государственный  театр оперы и балета им. Мусы Джалиля)
«И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А. Моцарта (2020 г.,Татарский театр оперы и балета)

В качестве хореографа принимал участие в постановке рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова (1981 г., Московский драматический театр им. Ленинского комсомола/ Ленком, режиссер Марк Захаров), оперы «Аида» (1993 г., Римская опера; 2004 г., Арена ди Верона; 2006 г., театр Ла Скала; режиссер всех. Ф. Дзеффирелли).
Поставил свыше двадцати хореографических номеров и композиций на разных сценах мира.

Партии в оригинальных телебалетах

Арлекин («Трапеция» С. Прокофьева, хореография Н. Рыженко, режиссеры Ф. Слидовкер и В. Смирнов-Голованов, т/о «Экран», 1970 г.),
Пётр Леонтьевич («Анюта» на музыку В.А. Гаврилина, хореография Васильева, режиссёры А. Белинский и сам Васильев, «Ленфильм»; 1982 г.)
Андрей («Дом у дороги» В. Гаврилина, хореография Васильева, режиссер Васильев, «Лентелефильм» 1984 г.), Приз Интервидения и Приз за лучшее исполнение мужской роли на фестивале «Злата Прага», 1985).

Роли в художественных фильмах

Сид («Жиголо и жиголетта», режиссер А. Белинский, хореография Васильева, т/о «Экран», 1980 г.)
Андрей Новиков («Фуэте», режиссеры сам Васильев и Б. Ермолаев, хореография Васильева, «Ленфильм»,1986 г.)

Снимался в многочисленных телеэкранизациях балетов, телефильмах и др.

Десять персональных выставок его живописных работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и др. городах.
Опубликован сборник его стихов «Цепочка дней» (М., 2001).

Творчеству Владимира Васильева посвящены фильмы: «Дуэт» (режиссер Ф. Слидовкер, т/о «Экран», 1973 г.), «Катя и Володя» (режиссер Д. Делюш, СССР-Франция, 1989 г.), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» (режиссер Ю. Рашкин, Главная редакция музыкальных программ ЦТ, 1990), «Владимир Васильев. Отражения» (2000 г.), «Юбилейный вечер Владимира Васильева в Большом театре» (2000 г.), «Владимир Васильев. Танец и время» (2005 г., режиссер трех последних Н. Тихонов, видеостудия Большого театра).

В 1993 г. в Москве прошёл фестиваль балета и музыки в честь Владимира Васильева (Государственный центральный концертный зал «Россия», Государственный Кремлёвский дворец, Большой зал Московской консерватории).

Среди партий, исполненных в Большом театре

цыганский танец
(опера «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина, 1958 г.)
Пан (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1958 г.)
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1958 г.)
солист («Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова, 1959 г.) - первый исполнитель
Данила («Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г.)
Принц («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1959 г.)
Бенволио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1960 г.)
Иванушка («Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского, 1960 г.) - первый исполнитель
Батыр («Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона, 1960 г.)
Лукаш («Лесная песня», балетм. О.Г. Тарасова, А.А. Лапаури, 1961 г.) – первый исполнитель
Андрей («Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского, 1961 г.)
Паганини («Паганини» на музыку С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского, 1962 г.)
Раб («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона, 1962 г.) - первый исполнитель
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1962 г.)
солист («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера, 1963 г.) – был в числе первых исполнителей этого балета
Фрондосо («Лауренсия» А. Крейна, хореография В.М. Чабукиани, 1963 г.)
Голубая птица («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г.)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1964 г.)
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, 1964 г.)
Меджнун («Лейли и Меджнун» в постановке К. Голейзовского, 1964 г.) – первый исполнитель
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» в постановке Ю. Григоровича, 1966 г.) – первый исполнитель
Спартак («Спартак» в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.) – первый исполнитель
Икар («Икар» С. Слонимского в собственной постановке, 1971 г.)
Ромео («Ромео и Джульетта», 1973 г.)
Принц Дезире («Спящая красавица» в новой редакции Ю. Григоровича, 1973 г.) – первый исполнитель
Иван Грозный («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1975 г.)
Сергей («Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича, 1976 г.) - первый исполнитель
Икар («Икар» во второй редакции, 1976 г.) - первый исполнитель
Ромео (дуэт из балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза в постановке М. Бежара, 1979 г.) – первый исполнитель в России
Макбет («Макбет» К. Молчанова в собственной постановке, 1980 г.) – первый исполнитель
Петр Леонтьевич («Анюта» на музыку В. Гаврилина в собственной постановке, 1986 г.) – первый исполнитель

В 1960 г. Касьян Голейзовский специально для Васильева сочинил хореографическую миниатюру «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, в 1964-м - партию Меджнуна. Созданные балетмейстером изощрённые пластические формы, каскады прыжков, сложные поддержки представляли танцевальные комбинации, ранее не исполнявшиеся на балетной сцене, но в исполнении Васильева они казались спонтанным эмоциональным откликом на музыку.

Выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Р.Поклитару), показанном на открытии «Олимпийских игр» в Сочи (2014 г.).

Является действительным членом Международной академии творчества (1989 г.) и Академии российского искусства (1995 г.); вице-президентом Российского отделения Совета танца ЮНЕСКО (1990 г.);  почетным профессором Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова (1995 г.); президентом Фонда Галины Улановой — со дня его основания (1998 г.)
Был членом жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992 г., в котором эта премия была основана, по 2010, до конца ее существования).


Гастроли

В 1977 г. Морис Бежар специально для Васильева создал партию Юноши в новом прочтении балета «Петрушка» («Балет ХХ века», Брюссель) – в 78-м спектакль был показан на сцене Большого театра во время гастролей этой труппы.

Специально для Васильева Лоркой Мясиным был поставлен балет «Грек Зорба» М. Теодоракиса (Арена ди Верона, 1988 г.).
В 1988 г. исполнил в неаполитанском театре Сан-Карло главные партии в балетах Леонида Мясина «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) и «Пульчинелла» И. Стравинского (Пульчинелла).
«Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского (Римская опера, 2000 г., Маэстро); «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку (Римская опера, на сцене Муниципального театра; 2009 г., Дягилев).
В 1987 г. с труппой Марсельский балет (Франция) исполнил партию Профессора Унрата в балете «Голубой ангел» М. Констана (хореография Р. Пети). 
После 1988 г. выступал как приглашённый солист в миланском театре Ла Скала, Арене ди Верона, театре Сан-Карло, аргентинском театре Колон, Римской опере, Американском балетном театре, театре «Кремлёвский балет», участвовал в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский государственный академический театр) в Париже.

Является действительным членом Международной академии творчества (1989 г.) и Академии российского искусства (1995 г.); вице-президентом Российского отделения Совета танца ЮНЕСКО (1990 г.);  почетным профессором Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова (1995 г.); президентом Фонда Галины Улановой — со дня его основания (1998 г.)
Был членом жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992 г., в котором эта премия была основана, и до конца ее существования).

В 1990-95 гг. был председателем жюри, с 96-го стал художественным руководителем Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь); с 2004 г. — председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» (Берлин).

Основал школу балета Большого театра в Бразилии (г. Жоинвиль, 1990 г.).


Экскурс в историю. Значение творчества

Новая эпоха, начавшаяся в стране с хрущевской оттепелью, нуждалась в новых героях. В балете Большого театра такой герой – «шестидесятник» – появился в лице Владимира Васильева. Профессиональная и внутренняя свобода, вера в безграничные возможности человека роднили его с героями первых полётов в космос. Человек окрылённый, рассекающий грудью воздух, впоследствии стал символом танцовщика.


Особенностью творчества артиста является необыкновенная широта исполнительского диапазона. «По разноликости он не идёт в сравнение ни с кем. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия - всё подвластно Васильеву» (Фёдор Лопухов).

Совместно с педагогом Алексеем Ермолаевым, Васильев до предела насыщал невиданными до того техническими сложностями свои партии, демонстрируя необычайную естественность, кажущуюся импровизационность в подаче всех «новшеств» хореографического текста. Его выступление в партии Базиля стало переворотом в области мужского танца, его исполнение Гран па – «классикой», признанной во всём мире.

В классических партиях Владимир Васильев соединял смелость обновления с глубоким пониманием традиций. Чуткий стилист, он первым в БТ стал танцевать на высоких полупальцах, что придавало движениям особую лёгкость и изящество. Но его «благородные герои" превращались из галантных балетных кавалеров в живых людей со всем многообразием чувств, они поражали непривычной энергетикой и захватывающей силой эмоций.

Созданная Григоровичем для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. «В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой» (Асаф Мессерер). Сила духа, христианская озарённость Спартака-Васильева раскрывались в его мужественном танце: в мощном вихре вращений, прыжков, напоминающих вольный полёт птицы. Каждый жест и движение несли отпечаток глубоких чувств и высокого интеллекта его героя.

Творчество Владимира Васильева занимает особое место в мировом хореографическом искусстве второй половины XX века. С него началась новая эра в области мужского исполнительства. Он установил новые стандарты виртуозности и выразительности, ставшие эталоном для последующих поколений танцовщиков.

Ещё в училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой - его жены и постоянной партнёрши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан «золотым», «лучшим в мире», назван «легендой XX века».