|
1937 г. — орден «Знак почета».
1944 г. — получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1947 г. — получает Сталинскую (Государственную) премию I степени (за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа»).
1951 г. — орден «Знак почета».
1962 г. — получает звание «Народная артистка РСФСР».
1976 г. — орден Дружбы народов.
1996 г. — Орден Священного сокровища
2000 г.
Награждена также орденами Румынии и Югославии.
Умерла 3 июня 2004 г. в Лондоне.
«Очень скоро опять дают „Пламя Парижа“. Кто-то из исполнительниц заболел, заменяю я. Глядь — в той же ложе опять Сталин. Через несколько дней третий спектакль. И ситуация, представьте себе, повторяется... Видимо, Сталину понравилось. Правда, лично мне Корифей ничего не предсказывал. Но вскоре после его приходов в театр я получила Сталинскую премию, которая тогда в изолированном СССР являлась чем-то вроде доморощенной Нобелевской».
Из воспоминаний Суламифи Мессерер
«В течение всей вашей долгой и чрезвычайно выдающейся творческой жизни вы оставались ключевой фигурой в мире балета. Ваше мастерство и профессиональные знания уникальны. Они привели к возникновению новых художественных направлений в Королевском балете и повлияли на творческое развитие танцовщиков многих стран. Ваша работа вызывает уважение и восхищение во всем мире».
Из письма министра культуры Великобритании К. Смита, 27.6.2000.
Родилась 27 августа 1908 г. в семье, прославившейся своими артистическими талантами, в том числе и в области балета. В 1926 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у Василия Тихомирова, и была принята в балетную труппу Большого театра. Карьеру танцовщицы завершила в 1950 г., с того же года стала преподавать в училище.
В балет пришла по стопам своего брата Асафа Мессерера, впоследствии столь же знаменитого танцовщика (они составляли прекрасный дуэт) и столь же прославленного педагога. Виртуозная техника (мощный прыжок, вихревое вращение, апломб) и бурный темперамент сделали ее, как затем и ее племянницу Майю Плисецкую, незаменимой исполнительницей партии Китри. Не став пленницей одного амплуа, она с блеском продемонстрировала свое дарование также и в ролях лирического и трагедийного плана.
С 1955 г. была педагогом-репетитором Большого театра. С 1980 г. жила и работала за рубежом. Стояла у истоков создания японского балета, с 196о г. преподавала в Токийской балетной школе им. П.И. Чайковского, в организации которой принимала непосредственное участие, затем в созданной на базе этой школы труппе Токио Балет. В течение многих лет являлась постоянным приглашенным педагогом-репетитором Королевского балета Ковент-Гарден.
Ее класс посещали Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Дарси Бассел, Атуанетт Сибли.
Преподавала также в Английском национальном балете, Шотландском балете, школе Рудра и Лозаннском балете Бежара, Марсельском национальном балете, Американском театре балета (АБТ), Парижской национальной опере, Австралийском балете, Гамбургском балете, миланском театре Ла Скала, неаполитанском театре Сан-Карло и др.
В балетных труппах разных стран возобновляла балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Сильфиды» («Шопениана»), «Золушка», «Спящая красавица».
Автор мемуаров, частично опубликованных — «Фрагменты воспоминаний» (М., 2005 г.).
Генриетта («Раймонда» А. Глазунова, хореография А. Горского, 1930 г.);
Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского, 1930 г.);
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1932 г.);
Сильфида («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1932 г.);
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1932 г.);
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, режиссер В. Немирович-Данченко, 1932 г.);
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке В. Вайнонена, 1933 г.);
Тао Хоа («Красный мак» Р.Глиэра, хореография Л. Лащилина и В. Тихомирова,
Суок («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г.);
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.);
Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, хореография Р.Захарова, 1957г.);
Принцесса Флорина («Спящая красавица» П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.);
Принцесса Аврора («Спящая красавица», 1937 г.);
Полина («Кавказский пленник» Б. Асафьева в постановке Р. Захарова, 1938 г.);
Маша-принцесса («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке В. Вайнонена, 1939 г.);
индусский танец («Баядерка» Л. Минкуса, хореография А. Горского, В. Тихомирова, 1940 г.);
па де труа («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография
Нимфа (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1941 г.);
вставное па де де («Жизель» А.Адана, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа в редакции Л. Лавровского, 1944 г.).
Распечатать
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах» Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк» |
О театре | Репертуар | Артисты и администрация | Визит в театр | Партнеры |
---|---|---|---|---|