Биография
Родился в 1965 г. в г. Гердене, земля Нижняя Саксония /Gehrden, Lower Saxony (Германия).Окончил Гамбургскую высшую школу музыки и театра/ Hochschule für Musik und Theater Hamburg по трем специальностям: оперное пение, режиссер музыкального театра (1990) и менеджер в сфере культуры (1993).
В 1993 г. работал художественным руководителем в Тюрингенском государственном театре в Айзенахе, в 1995 г. занимал такую же должность в театре Бремена (Германия).
С 1997 — 2007 — художественный руководитель Дрезденской государственной оперы (Земперопер)/Dresdner Staatsoper (Semperoper), Германия.
С 2006 — основатель, художественный руководитель и председатель правления Дрезденского оперного бала в Земперопере/ SemperOpernball in Dresden.
С 2007—11 — главный режиссер Театрального объединения Бремена (Германия).
С 2011 — приглашенный профессор Сеульского колледжа искусств, с 2015 — Женского университета Ихва (Южная Корея).
С 2014 Ханс-Йоахим Фрай — советник генерального директора Государственного академического Большого театра России В. Урина.
С 2012 —17 — главный режиссер, художественный руководитель и председатель правления концертного общества LIVA (Линц, Австрия). Руководитель концертного зала «Брукнерхауз» и Брукнеровского фестиваля классической музыки/Brucknerfest.
С 2017 — художественный руководитель образовательного центра «Сириус» (Сочи), созданного по инициативе В. Путина образовательным фондом «Талант и успех».
Работы в качестве режиссера-постановщика:
С 2008—10 — оперы «Аида» Дж. Верди, «Летучий голландец» Р. Вагнера и «Турандот» Дж. Пуччини на Сцене на воде (Бремен). Концепция плавучей сцены на 2500 мест была разработана Фраем, и летом в течение недели зрители могли посетить оперу;
2011 — опера «Царь и плотник» А. Лорцинга стала режиссерским дебютом Фрая в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского/ ныне Камерная сцена им. Б.А. Покровского Большого театра. В 2016 г. вернулся на сцену Камерного театра для постановки оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса;
2012 — опера «Летучий голландец» Р. Вагнера в Бурятском академическом театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ). Осуществил совместную постановку этой оперы Бурятским академическим театром оперы и балета и Иркутской областной филармонией на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского;
2013 — премьера «Летучего голландца» состоялась в Большом театре Беларуси (Минск);
2014 — «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта в Бурятском академическом театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ);
2015 — особенное признание получила постановка оперы «Тоска» Дж. Пуччини в Приморском театре оперы и балета/ ныне Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток). Премьеры этого спектакля прошли в Пекине и Батуми в сезоне 2015/16;
2017 — опера «Волшебная флейта» В.А. Моцарта на сцене Большого театра Беларуси (Минск);
2018 — оперы «Лючия ди Ламмермур» на сцене московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова и «Дон Паскуале» Г. Доницетти на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл».
2021 — одноактные оперы «Дневник Анны Франк. Белая роза» Г. Фрида, У. Циммермана на Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра.
Предметом профессиональной деятельности Фрая стали не только постановки оперных спектаклей, но и организация гала-концертов, фестивалей. Его режиссерские работы признаны образцом в организации и проведении масштабных музыкальных событий.
В 1996 г. совместно с профессором Г. Рауэ, в то время президентом Гамбургской высшей школы музыки и театра, основал Международный конкурс певцов - исполнителей итальянской оперы Competizione dell’opera. В 2011 — впервые полуфинал и финал конкурса проходили за пределами Германии — в России, в Большом театре. В 2019 Competizione dell’Opera прошел в Парке науки и искусства «Сириус» (Сочи).
2011 — гала-концерт в Михайловском театре, посвященный 50-летию установления побратимских связей между Санкт-Петербургом и Дрезденом;
2013 — праздничный гала-концерт в честь открытия Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке;
2017 — летний фестиваль «Музыкальное соцветие» в Парке науки и искусства «Сириус»;
2018 — самой яркой работой признан гала-концерт звезд мировой оперы на Исторической сцене Большого театра, посвященный окончанию Чемпионата мира по футболу — «Ночи в Большом». За пультом был музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТ Туган Сохиев;
2019 — Дрезденский оперный бал в Санкт-Петербурге, организованный по образцу успешно проводимого в Германии Дрезденского оперного бала в Земперопере.
Распечатать