Биография
«Впечатляет все - от ее царственного присутствия на сцене до манеры пения. Особенно привлекает ее сильный грудной голос, который может становиться одновременно и нежно-чувственным».
Из зарубежной прессы.
«Само пение у Нины - художественный процесс. Чувствуется, что артистка живет и в музыке, и в действенном потоке органично, увлеченно. Ее героини - живые люди, раскрывающиеся в музыке, пении, движении... Страстный, эмоциональный, насыщенный и полетный голос ее звучит легко и свободно».
Галина Калинина
Родилась 9 января 1946 г. в городе Куса Челябинской области. В 1973 г. окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А.Римского-Корсакова (класс Ольги Мшанской). Будучи студенткой третьего курса, дебютировала в партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского на сцене театра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), где выступала в течение семи лет.
В 1977-2012 гг. была солисткой Большого театра.
С 2009 г. - доцент кафедры сольного академического пения Российской академии музыки имени Гнесиных.
Репертуар
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Полина, Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Маддалена («Риголетто» Дж. Верди)
Юдит («Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока)
Весна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Фрикка («Золото Рейна» Р. Вагнера)
Корнелия («Юлий Цезарь» Г. Ф.Генделя)
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Сонетка («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
Соня («Война и мир» С. Прокофьева)
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Принцесса Буйонская («Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа)
Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
Лаура («Джоконда» А. Понкьелли)
Гастроли
Азучена:
Венская государственная опера, Гамбургская государственная опера (1987 г. ).
Театр Колон (Буэнос-Айрес, 1991 г., среди партнеров Априле Милло, Сергей Лейферкус).
Баварская государственная опера (1992, 1997, 1998 гг. ).
Театр Лисео (Барселона, 1993 г. ).
Гамбургская государственная опера (1996 г. ).
Опера Лос-Анджелеса (1998 г. ).
Театр Реал в Мадриде (совместная постановка с Королевской оперой Великобритании, Ковент-Гарден, режиссер Элайжи Мошински, 2000 г. )
Амнерис:
Немецкая опера (Берлин, 1991 г. ).
Опера Бордо, Гамбургская государственная опера, Венская государственная опера (1994 г. ).
Ковент-Гарден (1995 г. ).
Баварская государственная опера (1996, 1997, 1999, 2001 гг. ).
Опера Сан-Франциско, Арена ди Верона, Опера Сантьяго (1997 г. ).
Новый национальный театр в Токио (1998 г. ) Метрополитен-опера (1998, 1999 гг., дирижер Пласидо Доминго).
Арена ди Верона, Опера Лос-Анджелеса, Опера Балтимора (2000 г. ).
Опера Атланты (2003 г. ).
Эболи:
Канадская оперная компания (Торонто), Опера Лос-Анджелеса (1988 г. ).
Метрополитен-опера (дирижер Джеймс Левайн), Опера Сан-Франциско (1992 г. ).
Венская государственная опера (1996 г. ).
Сантуцца (1992 г. ), Далила (1993 г. ), Ульрика (1994 г. ) - театр Колон.
Ульрика:
Баварская государственная опера (1994, 1997 гг. ).
Немецкая опера (Берлин, 1994 г. ).
Арена ди Верона (1999 г. ).
Метрополитен-опера, Новый национальный театр в Токио (2001 г. ).
Лаура («Джоконда») — Опера Балтимора (1996 г., Джоконда — Гена Димитрова).
Марфа («Хованщина») — Финская национальная опера (2002 г., Иван Хованский — Матти Салминен).
Клитемнестра («Агамемнон» С. Танеева) — Карнеги Холл (2004 г.).
Дискография
«Русалка» А. Даргомыжского — Княгиня, дирижер Владимир Федосеев, Мелодия, 1983 г.
«Колен и Хлоя» (сюита из оперы Э. Денисова «Пена дней»), дирижер Василий Синайский, Мелодия, 1990 г.
«Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова — Кащеевна, дирижер Андрей Чистяков, Russian Season, 1992 г.
«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова — Любаша, дирижер Андрей Чистяков, Russian Season, 1993 г.
Снималась в фильме-опере «Риголетто» (партия Маддалены, дирижер Александр Дмитриев, режиссер Виктор Окунцов, Ленфильм, 1987 г.), фильмах-концертах «Романсы из старых альбомов», «Будите в себе прекрасное» (Экран, 1980 г.).
Распечатать