Биография
Родилась в Ленинграде. В 1964 г. окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А.Римского-Корсакова (педагог Антонина Григорьева).
В 1962 г. завоевала золотые медали на двух вокальных конкурсах и получила приглашение в Большой театр. Дебютировала в 1963 г., будучи еще студенткой, в партии Марины Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского).
С 1973 г. по 94-й (с 84-го г. — профессор) преподавала в Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского. Давала мастер-классы в Европе и Японии, в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Преподавала в Токийской музыкальной академии «Мусашино».
С 1999 г. в Санкт-Петербурге проходит Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
В 2007-08 гг. возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
Руководила культурным центром, названным ее именем, и благотворительным фондом поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».
Репертуар
В ее репертуар в Большом театре вошли следующие партии:
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Полина, Гувернантка, Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Княжна Марья («Война и мир» С. Прокофьева)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена) — первая исполнительница в России
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
Юдит («Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока) — первая исполнительница в России
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
Также в репертуаре:
Принцесса Буйонская («Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа)
Адальжиза («Норма» В. Беллини)
Джованна Сеймур («Анна Болейн» Г. Доницетти)
Орфей («Орфей и Эвридика» К. В.Глюка)
Нерис («Медея» Л. Керубини)
Леонора («Фаворитка» Г. Доницетти)
Герцогиня («Сестра Анжелика» Дж. Пуччини)
Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
Иродиада («Саломея» Р. Штрауса)
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Иокаста («Царь Эдип» И. Стравинского)
Сильвана («Пламя» О. Респиги)
Ахросимова («Война и мир»)
Бабуленька («Игрок» С. Прокофьева) и другие партии
Имела обширный концертный репертуар. Особенно часто исполняла сочинения Георгия Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» и создавшего специально для нее новую редакцию своей поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь», изначально написанную для баритона. Пробовала себя в джазе.
В 1986 г. выступила в качестве режиссера, поставив в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер».
Снималась в музыкальных фильмах:
«Моя Кармен» (1977 г., Приз XIV фестиваля телевизионных фильмов в Праге, 1978 г. )
«И образ мой предстанет тебе» (1979 г. )
«Счастливое содружество»
«Елена Образцова в Японии» (1980 г. )
«Поет Елена Образцова» (1980 г. )
«Сельская честь» (в роли Сантуццы, 1981 г., режиссер Франко Дзеффирелли, партнеры — Пласидо Доминго, Федора Барбьери, Ренато Брузон);
«Веселая вдова» (1984 г. )
«Любовь и муки Елены Образцовой» (1988 г. )
«Выше, чем любовь» (1991 г. )
«Елена Великая» (1995 г. ) и других
Сыграла роль Амалии в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда и роль Нормы Кверчолини в спектакле Театра сатиры «Реквием по Радамесу» Альдо Николаи.
Гастроли
Выступала практически во всех ведущих оперных театрах мира, в частности:
- Марсельской опере (дебют в 1973 г. — Кармен);
- Барселонском театре Лисео (дебют в 1974 г. — Далила);
- Венской государственной опере (дебют в 1975 г. — Кармен);
- Опере Сан-Франциско (дебют в 1975 г. — Азучена, «Трубадур»);
- Миланском театре Ла Скала (дебют в 1976 г. — Шарлотта, «Вертер»);
- Нью-йоркском театре Метрополитен-опера (дебют в 1976 г. — Амнерис, «Аида»);
- Лондонском театре Ковент Гарден (дебют в 1981 г. — Азучена, «Трубадур»);
- театре Колон в Буэнос-Айресе (дебют в 1982 г. — Марфа, «Хованщина»).
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи).
Выступала со многими известными дирижерами — Гербертом фон Караяном, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Джузеппе Синополи, Джеймсом Левайном, Лорином Маазель, Даниэлем Баренбоймом, Евгением Светлановым, Юрием Темирканов, Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым и другими.
Среди ее партнеров — Федора Барбьери, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто, Мирелла Френи, Леонтин Прайс, М. Прайс, Карло Бергонци, Альфредо Краус, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие выдающиеся певцы.
Дискография
Среди многочисленных записей певицы:
«Князь Игорь» А. Бородина — Кончаковна, дирижер М. Эрмлер, «Мелодия», 1967 г.
«Дон Карлос» Дж. Верди, дирижер К. Аббадо, Myto, 1977 г.
«Кармен» Ж. Бизе — Кармен, дирижер К. Клейбер, Melodram, 1978 г.
«Набукко» Дж. Верди — Фенена, дирижер Р. Мути, EMI Records, 1978 г.
«Трубадур» Дж. Верди — Азучена, дирижер Г. фон Караян, EMI Records, 1978 г.
«Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа — Принцесса Буйонская, дирижер Дж. Левайн, CBS, 1978 г.
Девятая симфония Л. ван Бетховена, дирижер Л. Маазель, CBS, 1979 г.
«Луиза Миллер» Дж. Верди — Принцесса Федерика, дирижер Л. Маазель, Deutsche Grammophon, 1979 г.
«Вертер» Ж. Массне — Шарлотта, дирижер Р. Шайи, Deutsche Grammophon, 1979 г.
«Самсон и Далила» К. Сен-Санс — Далила, дирижер Д. Баренбойм, Deutsche Grammophon, 1979 г.
«Риголетто» Дж. Верди — Маддалена, дирижер К.-М. Джулини, Deutsche Grammophon, 1980 г.
«Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока — Юдит, дирижер Я. Ференчик, Hungaroton, 1981 г.
«Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика, дирижер К. Аббадо, Deutsche Grammophon, 1981 г.
«Аида» Дж. Верди — Амнерис, дирижер К. Аббадо, Deutsche Grammophon, 1982 г.
«Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца, дирижер Ж. Претер, Philips, 1996 г.
Умерла 12 января 2015 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Распечатать