Награды
В 1964 г. стала обладательницей I премии Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей и певцов в Тбилиси.
В 1968 г. стала лауреатом II премии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии.
В 1973 г. завоевала II премию Международного конкурса вокалистов в Монреале.
В 1975 г. получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1980 г. — звание «Народная артистка Грузинской ССР».
В 1983 г. стала лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени Захария Палиашвили.
В 1986 г. была удостоена звания «Народная артистка СССР».
В 1998 г. за исполнение заглавной партии в опере «Тоска» в спектакле Большого театра и концертные программы получила Государственную премию России.
В 2001 г. стала кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2006 г. была награждена орденом Дружбы.
В 2018 г. награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2020-м отмечена Национальной оперной премией «Онегин».
Биография
Родилась в г. Кутаиси (Грузия). В 1966 г. окончила Тбилисскую государственную консерваторию (класс Веры Давыдовой). В том же году дебютировала в Большом театре.
В 2002-14 гг. была управляющей творческими коллективами оперной труппы Большого театра.
Репертуар
Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Графиня Розина («Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта)
Татьяна, Ларина («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Любка («Семен Котко» С. Прокофьева)
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева)
Ольга («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Флория Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
Леонора («Трубадур» Дж. Верди)
Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова)
Полина («Игрок» С. Прокофьева)
Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)
Тамар («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первая исполнительница
Донна Анна («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Дездемона («Отелло» Дж. Верди)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи)
Войслава («Млада» Н. Римского-Корсакова)
Иоанна («Орлеанская дева» П. Чайковского)
Аида, Амнерис («Аида» Дж. Верди)
Адриенна («Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа)
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини)
и др.
Имеет обширный концертный репертуар, включающий романсы П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Рахманинова, М. де Фальи, русскую и западноевропейскую духовную музыку, «Маленькую торжественную мессу» Дж. Россини, «Реквием» Дж. Верди, «Te Deum» А. Брукнера, «Военный реквием» Б. Бриттена, Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича.
Гастроли
С триумфального дебюта в 1979 г. на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера (партия Татьяны в опере «Евгений Онегин») началась международная карьера певицы. Как приглашенная звезда Маквала Касрашвили выступала на лучших оперных сценах мира. В течение четырех сезонов (с 1984 г.) сотрудничала с лондонским театром Ковент-Гарден, где пела в операх В. А.Моцарта — Донну Анну («Дон Жуан») и Вителлию («Милосердие Тита»). Партию Донны Анны исполняла также в Гамбургской государственной опере и Пражской национальной опере.
В 1984 г. в партии Аиды дебютировала на сцене Баварской государственной оперы (Мюнхен), здесь же в операх Дж. Верди пела Дездемону («Отелло») и Амелию («Бал-маскарад»). Партию Амелии исполняла также в Метрополитен-опере. Дважды принимала участие в Савонлиннском оперном фестивале/Финляндия (Елизавета в опере «Дон Карлос»). Партию Аиды исполняла в Венской государственной опере, на фестивале Арена ди Верона (Италия), Лирической опере Чикаго, а в Опере Нью-Джерси спела в «Аиде» партию Амнерис.
В хьюстонской Большой опере/Houston Grand Opera, Финской национальной опере, Опере Сиэтла и Вашингтонской национальной опере исполняла партию Сантуццы («Сельская честь» П. Масканьи). В Норвежской национальной опере, Большом театре Варшавы и Флорида) выступала в заглавной партии оперы «Тоска». Партию Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского), помимо Метрополитен-оперы, пела в Венгерском оперном театре, варшавском Большом театре и Пражской национальной опере.
В Сеульском оперном театре пела Маддалену («Андре Шенье» У. Джордано), в Торонто (с Канадской оперной компанией) — Хрисофемиду («Электра» Р. Штрауса), в театре Комунале (Болонья) — Лизу («Пиковая дама» П. Чайковского). В Национальной академии Санта Чечилия в Риме исполнила заглавную партию в опере «Франческа да Римини» С. Рахманинова.
Выступала в Мариинском театре в партии Иродиады («Саломея» Р. Штрауса) и партии Ортруды («Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Давала сольные концерты на Нью-Портском фестивале (1979 г.), на фестивале Дмитрия Шостаковича в Сиэтле (1999 г.) и др.
Неоднократно участвовала в Бард-фестивале (США), где в 1998 г. спела заглавную партию в «Орлеанской деве» П. Чайковского, а в 2004 г. исполнила цикл «Из еврейской поэзии» Д. Шостаковича (дирижер Леон Ботстайн) и приняла участие в постановке (режиссер Франческа Замбелло) произведений Д. Шостаковича: оперы «Нос» (партия Подточиной) и оперетты «Москва, Черемушки» (партия Вавы).
Выступала с Питсбургским симфоническим и Лондонским филармоническим оркестрами (Войслава в «Младе» Н. Римского-Корсакова), Монреальским симфоническим оркестром и оркестром Би-би-си (Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича). Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича исполняла также с оркестром академии Санта Чечилия (дирижер Кшиштоф Пендерецкий). Во многих странах участвовала в исполнении «Реквиема» Б. Бриттена, в том числе с ондонским Королевским филармоническим оркестром в концертном зале Альберт-холл и Новым филармоническим оркестром Японии в Токио (дирижер Мстислав Ростропович). С Симфоническим оркестром Осло исполняла «Реквием» Дж. Верди.
Сотрудничала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Колин Девис, Нелло Санти, Джузеппе Патане, Даниэль Орен, Шарль Дютуа, Неэме Ярви, Геннадий Рождественский, Майкл Тилсон Томас, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков.
Ее партнерами были знаменитые певцы Руджеро Раймонди, Николай Гяуров, Николай Гедда, Кири Те Канава, Долорес Заджик, Томас Аллен и др.
Дискография
«Франческа да Римини» С. Рахманинова — Франческа, дирижер М. Эрмлер, «Мелодия», 1977 г.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова — Феврония, дирижер Е. Светланов, «Мелодия» («живая» запись), 1983 г.
«Игрок» С. Прокофьева — Полина, дирижер А. Лазарев, «Мелодия», 1987 г.
«Млада» Н. Римского-Корсакова — Войслава, дирижер А. Лазарев, режиссер Б. Покровский, спектакль Большого театра, VHS, 1989 г.
Арии из опер, дирижер М. Эрмлер, «Мелодия» (серия «200 лет Большому театру»), 1976 г.
Шесть дуэтов П. Чайковского, Маквала Касрашвили с Ириной Архиповой (меццо-сопрано), партия фортепиано Наталья Разсудова, «Мелодия».
Романсы П. Чайковского, партия фортепиано Лия Могилевская, «Мелодия», 1991 г.
Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича, дирижер Г.Рождественский, «Мелодия».
Симфонии. С. Прокофьев, К. Дебюсси...(Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича), дирижеры А. Лазарев/ А. Зедда, EMI Classics, 2002 г.
«Сатиры» на стихи Саши Черного Д. Шостаковича, «Мелодия».
Распечатать