Награды
2002 г. – получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации»; был удостоен премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца».
2019 г. – награжден государственной медалью Республики Северная Осетия — Алания «Во славу Осетии».
2021 г. – удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».
2019 г. – награжден государственной медалью Республики Северная Осетия — Алания «Во славу Осетии».
2021 г. – удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».
Биография
Родился в 1961 г. (Алагир, Северная Осетия). После окончания в 1979 г. Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) был принят в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где быстро стал получать ведущие и главные партии. В его репертуаре были такие партии, как Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Граф Альберт («Жизель» А. Адана), Солор («Баядерка» Л. Минкуса), Джеймс («Сильфида» Х. С. Левенскольда), Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова), Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского), Али («Корсар» А. Адана), Хозе («Кармен» на музыку Ж. Бизе), Раб («Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова), Поэт («Шопениана» на музыку Ф. Шопена).С 1995 по 2008 гг. руководил балетной труппой Мариинского театра. За эти годы в репертуарной политике Мариинского театра был совершен подлинный прорыв. В афише театра появились работы классиков хореографии ХХ века – Джорджа Баланчина, Ханса ван Манена, Джона Ноймайера, Кеннета Макмиллана, Харальда Ландера, Ролана Пети, Пьера Лакотта, Уильяма Форсайта, Дэвида Доусона. С другой стороны, были осуществлены уникальные реконструкции балетов Мариуса Петипа на основе записей Н. Сергеева по системе В. Степанова, хранящихся в Гарвардской библиотеке. В результате постановки «Спящей красавицы», «Баядерки» и «Пробуждения Флоры», осуществленные Сергеем Вихаревым, спровоцировали во всем мире волну интереса к оригинальной хореографии ХIХ века. Вазиев также уделял внимание хореографам новой генерации, среди которых были Алексей Ратманский, Алексей Мирошниченко, Кирилл Симонов, Ноа Гилбер – все они получили возможность осуществить свои проекты на прославленной балетной сцене. Как руководитель Вазиев активно способствовал формированию ярких личностей в балетной труппе Мариинского театра. Именно тогда в Мариинском театре появилось целое созвездие выдающихся талантов: Диана Вишнева, Светлана Захарова и Ульяна Лопаткина, Михаил Лобухин и Леонид Сарафанов, Евгения Образцова и Алина Сомова, Дарья Павленко и Виктория Терешкина, Адриан Фадеев и Игорь Колб, Владимир Шкляров и многие другие.
За эти тринадцать лет Мариинский театр провел ряд очень успешных гастролей, включая выступления на сценах Королевской оперы Ковент-Гарден (Лондон), театра Реал (Мадрид), Линкольн-центра (Нью-Йорк), Кеннеди-центра (Вашингтон), театра Колон (Буэнос-Айрес), Большого театра, а также разных городов Италии и Японии.
В 2008-16 гг. Махар Вазиев возглавлял балетную труппу миланского театра Ла Скала (Италия). За эти годы он сумел поднять исполнительский уровень труппы и выстроить интересную репертуарную политику. Были осуществлены постановки балетов: «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского и П. Чайковского, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (хореография Дж. Баланчина), «Пинк Флойд» (хореография Р. Пети), «Опера» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского, мировая премьера), «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Н. Дуато), реконструкции балетов «Раймонда» А. Глазунова (редакция С. Вихарева) и «Спящая красавица» П. Чайковского (редакция А. Ратманского). В период руководства Махара Вазиева в труппе появилось очень интересное поколение артистов, среди которых Николетта Манни, Клаудио Ковьелло, Массимо Гарон, Марко Агостино.
В марте 2016 г. стал руководителем балетной труппы Большого театра.
Портрет: фото Марко Брешии.
Распечатать