Эталон белого балета.
Эталон белого балета.

						

Биография

Выдающаяся романтическая балерина XX столетия, с эталонными чувством стиля и музыкальностью.

Родилась в Пекине (Китай) 18 марта 1943 г. Обучаться балету начала на Кубе (ее отец служил во Французском посольстве) у сестры Алисии Алонсо К. Мартинес. Вернувшись в Париж, продолжила занятия в Парижской национальной консерватории (класс Соланж Шварц). Также регулярно занималась у Ива Брие, Любови Егоровой, Сержа Перетти.

Дебютировала в 1961 г. в труппе Большой балет маркиза де Куэваса. Потом танцевала в труппе Жоржа Скибина (1962 г.). Затем — в труппе «Музыкальная молодежь Франции» (1962-68 гг.), которой руководил Пьер Лакотт. Встреча с ним — он вскоре стал ее мужем — предопределила ее дальнейшую творческую судьбу. Танцевала также в труппах Балет Рамбер, Балет Парижа под руководством Ролана Пети (1967 г.), Большой канадский балет (1968-69 гг.).

Гилен
Тесмар и Микаэль Денар, будущие постоянные партнеры и всемирно известные танцовщики, стали открытием «Музыкальной молодежи Франции». Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее известную реконструкцию — балета «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, поставленного в 1832 г. в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины Марии Тальони. «Сильфида» вернулась из небытия в качестве фильма-балета. Фильм показало французское ТВ, и все трое — балетмейстер Лакотт, Сильфида-Тесмар и Джеймс-Денар проснулись знаменитыми. В том же 1972 г. этот балет уже был воспроизведен на сцене Парижской национальной оперы, и Тесмар была принята в труппу сразу в ранге этуали.

В ее репертуар входили все основные партии классического репертуара: Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора, Никия (картина «Тени» из балета «Баядерка»), Раймонда,
а также ведущие партии в балетах Дж. Баланчина «Агон» И. Стравинского, «Хрустальный дворец» на музыку Ж. Бизе, «Вальс», «Цыганка» и «Сонатина» на музыку М. Равеля, «Блудный сын» С. Прокофьева; Дж. Роббинса — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, «Концерт соль мажор» на музыку М. Равеля; Р. Пети — «Шехеразада» на музыку М. Равеля (мировая премьера, 1974 г.), «Фантастическая симфония» на музыку Г. Берлиоза и «Просветленная ночь» на музыку А. Шенберга (мировая премьера, 1976 г.); С. Лифаря — «Федра» Ж. Орика и «Видения» А. Соге; балете Э. Тюдора «Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона.

Исполняла ведущие партии в балетах М. Фокина и Б. Нижинской.

Танцевала в других балетах, реконструированных Пьером Лакоттом, в том числе партию Сванильды в «Коппелии» Л. Делиба (хореография А. Сен-Леона, Парижская опера, 1973 г.), партию Флер-де-Шан в балете «Дева Дуная» А. Адана (хореография Ф. Тальони, театр Колон, Буэнос-Айрес, 1978 г.)

На протяжении своей балеринской карьеры в Опере (она закончилась в 1983 г.) регулярно танцевала в качестве приглашенной звезды в труппе Нью-Йорк сити балет.

В том же качестве выступала в Аргентине, Италии, Германии, на Кубе и других странах.

Сотрудничала с выдающимися хореографами — Джорджем Баланчиным, Джеромом Роббинсом, Роланом Пети, Фредериком Аштоном, Энтони Тюдором, Кеннетом МакМилланом, Морисом Бежаром, Джоном Батлером, Жаном-Кристофом Майо, Уве Шольцем и др.

Среди наиболее известных партнеров — Микаэль Денар, Сирил Атанасов, Паоло Бортолуцци, Питер Мартинс, Рудольф Нуреев.

В 1972 г. исполнила ведущие партии в спектаклях Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) «Спящая красавица» и «Жизель».

В 1977 г. в составе балета Парижской оперы гастролировала в Москве (Большой театр и Кремлевский дворец), выступив в «Сильфиде», а также в балетах «Блудный сын», «Послеполуденный отдых фавна», «Концерт соль мажор».

В 1987 г. Рудольф Нуреев, возглавлявший тогда балетную труппу Парижской оперы, пригласил ее вернуться в качестве педагога. В настоящее время она ведет в Опере класс усовершенствования.
В качестве педагога приглашалась также в Королевский балет Ковент Гарден.
Давала мастер-классы в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.