В партии Мерседес в балете «Дон Кихот».Фото Дамира Юсупова.
В партии Мерседес в балете «Дон Кихот».
Фото Дамира Юсупова.
В партии Колдуньи Мэдж в балете «Сильфида».Фото Дамира Юсупова.
В партии Колдуньи Мэдж в балете «Сильфида».
Фото Дамира Юсупова.
«Дон Кихот». Цыганский танец.Фото Дамира Юсупова.
«Дон Кихот». Цыганский танец.
Фото Дамира Юсупова.
В партии Старухи Жаркас в балете „Пламя Парижа”.Фото Дамира Юсупова.
В партии Старухи Жаркас в балете „Пламя Парижа”.
Фото Дамира Юсупова.
В партии Мегеры в балете «Эсмеральда».Фото Елены Фетисовой.
В партии Мегеры в балете «Эсмеральда».
Фото Елены Фетисовой.

Награды

В 1997 г. получила звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
В 2001 г. была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени.
В 2007 г. награждена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Звезда народного танца»).


						

Биография

Родилась в Перми в семье артистов балета. В 1983 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занималась в выпускном классе у Г. Кузнецовой, и была принята в балетную труппу Большого театра.
В 1994 г. окончила балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства.
С 1995 г. — педагог кафедры хореографии Института современного искусства, с 2007 г. — доцент, с 2008-го -заведующая кафедрой (и.о. профессора).

В 1992-97 гг. была художественным руководителем коллектива «Российский балет на льду», для которого поставила одноактный балет «Катарсис» на музыку К. Орфа (1992), программу «Песни Анд» на чилийские и боливийские народные мелодии (1993) и ряд концертных миниатюр. В 2000 поставила ледовый балет «Щелкунчик» (совместно с Пашей Грищук) в г. Билокси (США).

В течение 1990-х-2000-х — одна из ведущих характерных солисток Большого. Затем работала в качестве балетмейстера-репетитора.
Среди учеников — Анна Антропова, Кристина Карасева, Анастасия Меськова, Виталий Биктимиров.
В 2017 г. оставила театр.

Репертуар

1986
испанский танец («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Чиполла-мать («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)
Афина (танцевальная сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В.Глюка, хореография А. Петрова)
болеро, Мерседес («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)

1987
Берта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1988
Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня)
Чага («Половецкие пляски» в опере «Князь игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского)
крестьянский танец («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1989
Ведьма (опера-балет «Млада» Н. Римского-Корсакова, хореография А. Петрова) — участница премьеры
Торговка, Молодая цыганка («Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

1991
танец с барабаном («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1992
Форбан («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа)
Кормилица («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

1993
венгерский танец («Раймонда»)

1994
Персидка («Половецкие пляски»)
Мэдж («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М.фон Розен)
цыганский танец («Дон Кихот»)

1995
служанки («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского)

1996
Кормилица («Ромео и Джульетта»)
испанский танец («Лебединое озеро» П. Чайковского в редакции В. Васильева) — первая исполнительница

1997
мазурка и краковяк (картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова)

2008
Жаркас
(«Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) — первая исполнительница

2009

Мегера («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) — первая исполнительница

В 2009 г. в качестве ассистента хореографа-постановщика участвовала в постановке балетов «Коппелия» и «Эсмеральда».
Неоднократно выступала с сольными концертными программами.

Активно выступает в качестве балетмейстера- и режиссера-постановщика за пределами Большого театра.

СРЕДИ БАЛЕТНЫХ ПОСТАНОВОК:

2001

«Кармен» на музыку Ж. Бизе (соавтор либретто, ассистент хореографа-постановщика С. Боброва, Красноярский государственный театр оперы и балета)
Балетный дивертисмент «КонТУРданс» (постановщик характерных танцев, балетмейстер-постановщик — С. Бобров, Красноярский государственный театр оперы и балета)

2003
«Спящая красавица» (ассистент балетмейстера-постановщика С. Боброва, Красноярский государственный театр оперы и балета)
«Лебединое озеро» (постановщик характерных танцев, балетмейстер-постановщик С. Бобров, Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки)

2004
«Дон Кихот» (постановка и новая хореографическая редакция, Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)
«Эмрах и Сельвихан» Ч. Ишыкозлу (балетмейстер-постановщик совместно с Г. Малахасянцем, Стамбульский театр оперы и балета)
«Дон Кихот» (балетмейстер-постановщик, Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С. Крушельницкой)

2006

«Половецкие пляски» (балетмейстер-постановщик, Красноярский государственный театр оперы и балета)

2007
«Золушка» С. Прокофьева (ассистент — вместе с А. Петуховым — балетмейстера-постановщика С. Боброва, Красноярский государственный театр оперы и балета)

2008
«Коппелия» (хореограф-постановщик, совместно с Г. Малхасянцем, Красноярский государственный театр оперы и балета)

Постоянно сотрудничает с Грузинским театром оперы и балета им. Захарии Палиашвили как постановщик и педагог.

Среди постановок в других жанрах:
оперы
«Мадам Баттерфляй»
Дж. Пуччини (2007 г., постановщик танцевальных сцен, Красноярский государственный театр оперы и балета)
«Пиковая дама» П. Чайковского (2009 г., режиссер совместно с С. Бобровым, Красноярский государственный театр оперы и балета)
«Танцы с учителем» — спектакль в честь 95-летнего и столетнего юбилея Владимира Зельдина (балетмейстер-постановщик хореографических номеров, Центральный академический театр Российской армии)

Гастроли

В 1996 г. участвовала в премьере балета «Антигона» на сборную музыку, скомпонованную М. Пекарским (хореограф-постановщик Сергей Бобров), став первой исполнительницей партии Эринии.