Награды

1981 г. Получает знак отличия «За национальную культуру» Министерства культуры Кубы.
1982 г. Награждается медалью Рауля Гомеса Гарсии Национального профсоюза работников культуры и Министерства культуры Кубы .
1983 г. Государственный совет Республики Кубы награждает ее медалью Алехо Карпентьера.
1985 г. Национальный балет Кубы устроил гала-концерт в честь 30-летия со дня дебюта Лойпы Араухо на сцене.
1988 г. Академия наук Кубы вручает медаль Фернандо Ортиза.
1991 г. Получает ежегодный приз Большого театра Гаваны.
1999 г. Государственный совет Республики Кубы награждает ее орденом Феликса Варелы I степени.
2000 г. Кубинский высший институт искусств присваивает ей степень доктора honoris causa.
2005 г. Национальный балет Кубы устроил гала-концерт в честь 50-летия со дня дебюта Лойпы Араухо на сцене.


				
Лойпа Араухо

Биография

Кубинская балерина с мировым именем, Лойпа Араухо пользуется столь же широкой известностью и как педагог. Она читает лекции, дает мастер-классы, репетирует с артистами.

Сотрудничала с балетной труппой Парижской национальной оперы, Королевским балетом Ковент-Гарден, балетной труппой театра Колон (Буэнос-Айрес), балетной труппой миланского театра Ла Скала, Национальным балетом Марселя, Балетом Бежара в Лозанне, балетной труппой оперного театра Авиньона, Вашингтонским балетом и другими балетными труппами.

Неоднократно принимала участие в работе жюри международных балетных конкурсов, в том числе Парижского, конкурса в Джексоне (США), в Москве, Шанхае.

В 2000г. была членом жюри международной программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Пожалуй, самый почетный ее «титул» — одна из четырех жемчужин кубинского балета (выражение английского балетного критика Арнольда Хаскелла, в частности, видевшего ее выступления в 1969г. на I международном конкурсе артистов балета в Москве, членом жюри которого был). Он также называл ее «орхидеей в саду балета».
Карьера балерины

Лойпа Араухо родилась 27 мая 1941 г. в Гаване. Окончила школу при труппе Балет Алисии Алонсо (с 1959 г. — Национальный балет Кубы), в которой дебютировала в 1956 г. В 67-м стала ведущей солисткой этой труппы.
Исполняла главные партии в классических балетах («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, редакции Алисии Алонсо), заглавную партию в «Кармен-сюите» Ж. Бизе-Р. Щедрина (хореография Альберто Алонсо), Тальони в балете «Па де катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Алисии Алонсо по Ж.. Перро-А. Долину), а также главные партии в балетах национального репертуара — «Сесилии Вальдес» на музыку Г. Ройга, «Сиесте» на музыку Э. Лекуоны (хореография А. Мендеса) и других.

В 1965 г. завоевала I премию II Международного конкурса артистов балета в Варне.
В 69-м — II премию I Международного конкурса артистов балета в Москве. В 70-м г. в числе других кубинских «жемчужин» была награждена Золотой звездой на VIII Международном фестивале танца в Париже.

В 1974-77 гг. была ведущей солисткой труппы Национальный балет Марселя под руководством Ролана Пети.
Участвовала в премьерах следующих его балетов:
«Арлезианка» на музыку Ж.Бизе (по мотивам одноименного рассказа А. Доде, партнер Руди Бриан, 1974 г.)
«Пруст, или перебои сердца» на музыку С.Франка, К.Сен-Санса, К.Дебюсси, Л. ван Бетховена, Г.Форе, Р.Вагнера, Р.Хана (премьера состоялась на сцене Оперы Монте-Карло, партнеры Карен Кейн, Руди Бриан, Микаэль Денар, 1974г.)
«Септантрион» М.Констана (партнеры Руди Бриан, Дени Ганьо, Режан Верите, 1975г.)
«Щелкунчик» на музыку П.Чайковского и Э.Т.А.Гофмана (премьера состоялась на сцене Театра Елисейских полей, партнеры Руди Бриан, Дени Ганьо, 1978г.)
Танцевала и в других балетах, поставленных Р.Пети, в том числе Эсмеральду в «Соборе Парижской богоматери» М.Жарра и Сванильду в «Коппелии» Л.Делиба.
В 1989 г. участвовала в премьере балета " 1789... и мы" на музыку Л. ван Бетховена и
Ю. Ле Бара, поставленного Морисом Бежаром в честь 200-летия Великой французской революции (Большой Дворец Елисейских полей, Париж).

Гастроли в России

С Национальным балетом Кубы неоднократно гастролировала в Москве.
В 1960 г. (гастроли проходили на сцене Большого театра) участвовала в представлении балета «Коппелия» Л.Делиба — одна из подруг Сванильды (хореография Л.Фокина).

В 1964 г. (гастроли состоялись на тогдашней второй сцене Большого театра — в Кремлевском дворце съездов, ныне Государственном Кремлевском дворце) выступила в роли Матери в балете «Калаукан» К.Чавеса (хореография П.Бундера) и в балете «Пульперия» И.Беса и Г.Вальдес (хореография Р.Родригеса, Она — Лойпа Араухо, Он — Азарий Плисецкий).

На гастролях в 1972г. (труппа выступала на сцене Большого театра) исполнила заглавную партию в «Жизели», партию в «Первом фортепианном концерте Прокофьева» (хореография Азария Плисецкого) и Классическом па де де на музыку Д.Обера (хореография Виктора Гзовского).

В 1979г. (гастроли — они были посвящены 20-й годовщине победы Кубинской революции — вновь прошли на сцене самого Большого театра) выступила в роли Женщины в балете «Кровавая свадьба» Э. де Диего (хореография Антонио Гадеса) и в роли Леды в балете «Леда и лебедь» на музыку К.Дебюсси (хореография Ивана Тенорио, партнер Хосе Саморано).

Гастролировала также с Национальным балетом Марселя, выступив в одной из своих коронных ролей — партии Виветты в «Арлезианке».

Принимала участие в съемках фильма-концерта «Балерина», посвященного творчеству Майи Плисецкой: исполнила партию Рока в балете «Кармен-сюита», вошедшем в этот фильм («Мосфильм», режиссер Вадим Дербенев, 1969 г.).

В 1975 г. танцевала в спектаклях Большого театра — партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» (хореография А.Горского, М.Петипа, Л.Иванова, А.Мессерера) и заглавную партию в «Кармен-сюите» Ж.Бизе-Р.Щедрина (хореография Альберто Алонсо, в партии Хозе выступил Азарий Плисецкий).


Еще не закончив свою исполнительскую карьеру, стала балетмейстером-репетитором Национального балета Кубы. В 1987г. — ассистентом профессора факультета танца Кубинского высшего института искусств. В 1996г. — приглашенным профессором на международных курсах танца, организованных при кафедре танца Алисии Алонсо в Университете Мадрида, Universidad Complutense de Madrid.
Является президентом Ассоциации театральных деятелей Национального союза писателей и артистов Кубы.