Награды
1981 г. Получает знак отличия «За национальную культуру» Министерства культуры Кубы.
1982 г. Награждается медалью Рауля Гомеса Гарсии Национального профсоюза работников культуры и Министерства культуры Кубы .
1983 г. Государственный совет Республики Кубы награждает ее медалью Алехо Карпентьера.
1985 г. Национальный балет Кубы устроил гала-концерт в честь
1988 г. Академия наук Кубы вручает медаль Фернандо Ортиза.
1991 г. Получает ежегодный приз Большого театра Гаваны.
1999 г. Государственный совет Республики Кубы награждает ее орденом Феликса Варелы I степени.
2000 г. Кубинский высший институт искусств присваивает ей степень доктора honoris causa.
2005 г. Национальный балет Кубы устроил гала-концерт в честь
Биография
Кубинская балерина с мировым именем, Лойпа Араухо пользуется столь же широкой известностью и как педагог. Она читает лекции, дает мастер-классы, репетирует с артистами.
Сотрудничала с балетной труппой Парижской национальной оперы, Королевским балетом Ковент-Гарден, балетной труппой театра Колон (Буэнос-Айрес), балетной труппой миланского театра Ла Скала, Национальным балетом Марселя, Балетом Бежара в Лозанне, балетной труппой оперного театра Авиньона, Вашингтонским балетом и другими балетными труппами.
Неоднократно принимала участие в работе жюри международных балетных конкурсов, в том числе Парижского, конкурса в Джексоне (США), в Москве, Шанхае.
В 2000г. была членом жюри международной программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.
Пожалуй, самый почетный ее «титул» — одна из четырех жемчужин кубинского балета (выражение английского балетного критика Арнольда Хаскелла, в частности, видевшего ее выступления в 1969г. на I международном конкурсе артистов балета в Москве, членом жюри которого был). Он также называл ее «орхидеей в саду балета».
Карьера балерины
Лойпа Араухо родилась 27 мая 1941 г. в Гаване. Окончила школу при труппе Балет Алисии Алонсо (с 1959 г. — Национальный балет Кубы), в которой дебютировала в 1956 г. В
Исполняла главные партии в классических балетах («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, редакции Алисии Алонсо), заглавную партию в «Кармен-сюите» Ж. Бизе-Р. Щедрина (хореография Альберто Алонсо), Тальони в балете «Па де катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Алисии Алонсо по Ж.. Перро-А. Долину), а также главные партии в балетах национального репертуара — «Сесилии Вальдес» на музыку Г. Ройга, «Сиесте» на музыку Э. Лекуоны (хореография А. Мендеса) и других.
В 1965 г. завоевала I премию II Международного конкурса артистов балета в Варне.
В
В
Участвовала в премьерах следующих его балетов:
«Арлезианка» на музыку Ж.Бизе (по мотивам одноименного рассказа А. Доде, партнер Руди Бриан, 1974 г.)
«Пруст, или перебои сердца» на музыку С.Франка, К.Сен-Санса, К.Дебюсси, Л. ван Бетховена, Г.Форе, Р.Вагнера, Р.Хана (премьера состоялась на сцене Оперы Монте-Карло, партнеры Карен Кейн, Руди Бриан, Микаэль Денар, 1974г.)
«Септантрион» М.Констана (партнеры Руди Бриан, Дени Ганьо, Режан Верите, 1975г.)
«Щелкунчик» на музыку П.Чайковского и Э.Т.А.Гофмана (премьера состоялась на сцене Театра Елисейских полей, партнеры Руди Бриан, Дени Ганьо, 1978г.)
Танцевала и в других балетах, поставленных Р.Пети, в том числе Эсмеральду в «Соборе Парижской богоматери» М.Жарра и Сванильду в «Коппелии» Л.Делиба.
В 1989 г. участвовала в премьере балета " 1789... и мы" на музыку Л. ван Бетховена и
Ю. Ле Бара, поставленного Морисом Бежаром в честь
Гастроли в России
С Национальным балетом Кубы неоднократно гастролировала в Москве.
В 1960 г. (гастроли проходили на сцене Большого театра) участвовала в представлении балета «Коппелия» Л.Делиба — одна из подруг Сванильды (хореография Л.Фокина).
В 1964 г. (гастроли состоялись на тогдашней второй сцене Большого театра — в Кремлевском дворце съездов, ныне Государственном Кремлевском дворце) выступила в роли Матери в балете «Калаукан» К.Чавеса (хореография П.Бундера) и в балете «Пульперия» И.Беса и Г.Вальдес (хореография Р.Родригеса, Она — Лойпа Араухо, Он — Азарий Плисецкий).
На гастролях в 1972г. (труппа выступала на сцене Большого театра) исполнила заглавную партию в «Жизели», партию в «Первом фортепианном концерте Прокофьева» (хореография Азария Плисецкого) и Классическом па де де на музыку Д.Обера (хореография Виктора Гзовского).
В 1979г. (гастроли — они были посвящены
Гастролировала также с Национальным балетом Марселя, выступив в одной из своих коронных ролей — партии Виветты в «Арлезианке».
Принимала участие в съемках фильма-концерта «Балерина», посвященного творчеству Майи Плисецкой: исполнила партию Рока в балете «Кармен-сюита», вошедшем в этот фильм («Мосфильм», режиссер Вадим Дербенев, 1969 г.).
В 1975 г. танцевала в спектаклях Большого театра — партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» (хореография А.Горского, М.Петипа, Л.Иванова, А.Мессерера) и заглавную партию в «Кармен-сюите» Ж.Бизе-Р.Щедрина (хореография Альберто Алонсо, в партии Хозе выступил Азарий Плисецкий).
Еще не закончив свою исполнительскую карьеру, стала балетмейстером-репетитором Национального балета Кубы. В 1987г. — ассистентом профессора факультета танца Кубинского высшего института искусств. В 1996г. — приглашенным профессором на международных курсах танца, организованных при кафедре танца Алисии Алонсо в Университете Мадрида, Universidad Complutense de Madrid.
Является президентом Ассоциации театральных деятелей Национального союза писателей и артистов Кубы.
Распечатать