О балете
В основу сюжета положена очень старинная легенда — «возраст» ее исчисляется столетиями. Только на выжженной, изнемогающей от жажды земле могло родиться сказание о Ферхаде, пробившем гору железной палицей, чтобы добыть людям воду, для чего ему пришлось пожертвовать своей любовью к Ширин.
Сюжет этот использовался неоднократно. Но драма, написанная другом Советского Союза, борцом за свободу, политзаключенным Назымом Хикметом, создавалась в совершенно особых условиях: свою «Легенду о любви», воспевшую победу долга над чувством, поэт, осужденной турецкими властями на лет, создал на десятом году пребывания в тюрьме.
Любовь предстала как великое испытание человеческого духа. В центре внимания — глубочайший анализ нравственных побуждений, руководящих героями: терпит крах эгоистическое, своекорыстное чувство Визиря, наталкивается на преграду страсть царицы Мехмене Бану, отдавшей красоту ради спасения сестры Ширин, а потом полюбившей Ферхада... И лишь в драме Хикмета Ферхад смог во имя всеобщего счастья пойти на разлуку с Ширин.
Для постановщика спектакля Юрия Григоровича симфонизм и конфликтность музыки имели принципиальное значение. В этом балете нет разделения на танец и пантомиму, даже на классический и характерные танцы. Хореография его основана всецело на классике, но очень своеобразно окрашенной, преломившей пластические мотивы персидских миниатюр.
С первого же действия балетмейстер умело создает атмосферу высокого накала, который не ослабевает на протяжении всего спектакля. Каждый из героев поставлен перед необходимостью выбора между компромиссным решением и подвигом, требующим предельного напряжения сил
Премьера «Легенды о любви» состоялась в 1961 г. в ленинградском театре имени Кирова (ныне Мариинский), а в65-м она была впервые показана в Большом. С тех пор этот балет — один из лучших советской эпохи — никогда надолго не покидал репертуар ни того, ни другого театра.
Сюжет этот использовался неоднократно. Но драма, написанная другом Советского Союза, борцом за свободу, политзаключенным Назымом Хикметом, создавалась в совершенно особых условиях: свою «Легенду о любви», воспевшую победу долга над чувством, поэт, осужденной турецкими властями на лет, создал на десятом году пребывания в тюрьме.
Любовь предстала как великое испытание человеческого духа. В центре внимания — глубочайший анализ нравственных побуждений, руководящих героями: терпит крах эгоистическое, своекорыстное чувство Визиря, наталкивается на преграду страсть царицы Мехмене Бану, отдавшей красоту ради спасения сестры Ширин, а потом полюбившей Ферхада... И лишь в драме Хикмета Ферхад смог во имя всеобщего счастья пойти на разлуку с Ширин.
Для постановщика спектакля Юрия Григоровича симфонизм и конфликтность музыки имели принципиальное значение. В этом балете нет разделения на танец и пантомиму, даже на классический и характерные танцы. Хореография его основана всецело на классике, но очень своеобразно окрашенной, преломившей пластические мотивы персидских миниатюр.
С первого же действия балетмейстер умело создает атмосферу высокого накала, который не ослабевает на протяжении всего спектакля. Каждый из героев поставлен перед необходимостью выбора между компромиссным решением и подвигом, требующим предельного напряжения сил
Премьера «Легенды о любви» состоялась в 1961 г. в ленинградском театре имени Кирова (ныне Мариинский), а в
Распечатать