«Наступила пора моя, времячко!»*

Премьера оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко» в Большом театре состоялась 24 октября 1906 года. С тех пор она оставалась в репертуаре почти непрерывно (исключение составляет лишь период с 1938-го по 1949 гг.) вплоть до последних десятилетий ХХ века.

Причины тому понятны. Опера идеально подходила для сцены Большого театра. Прежде всего со сценически-декоративной стороны. Смены картин новгородского пиршества и торга поэтическими пейзажами Ильмень-озера, моря-океана с бегущими по нему кораблями, фантастическим зрелищем дна морского, изысканная звукопись музыки «Садко» вдохновляли художников на создание эскизов, которые без преувеличения становились произведениями искусства. Постановки Большого театра были украшены великолепными декорациями К. Коровина и Ф. Федоровского. Сценографами «Садко» выступали также А. Васнецов, И. Билибин, А. Бенуа и другие. Пищу вдохновению живописцев давало буквально все: от характерных типов в толпе новгородцев до перемен картин тихого и бушующего моря, фантастических превращений, лебедей в царевен, Волховы в речку... Особую радость Коровина (страстного рыболова) вызвала задача изобразить рыб. «Рыба-то хвостом машет, играет в руках, живая. Вот те чорт! А потом закинул — золото! Оно горит, а купцы-то дурачье, ха, ха, ха, — и не знают, что случилось, и стоят дураками! Правда ловко это сделано, а? <…> “Высота, высота поднебесная, глубота океан-моря”. Как написано-то у Римского, — вот это опера!.. Коровин в восторге от произведения» (В. Шкафер. «Сорок лет на сцене русской оперы»).

«Садко» — безусловный шедевр Римского-Корсакова. О зрелости мастера говорит найденный в нем баланс между напевным былинным речитативом, которым «разговаривают» друг с другом герои оперы, и выразительными сольными номерами. Пожалуй, ни в одной из опер Римского-Корсакова нет такого количества настоящих «хитов»: дивертисмент из арий иноземных гостей, Варяжского, Индийского и Веденецкого, знаменитая ария Любавы, колыбельная Волховы… Изысканна и в то же время лаконична его оркестровка. Ненавязчиво и изящно «напоминает» Римский-Корсаков о находках Вагнера (в чем и сам не раз признавался) — угадывать в «Садко» идеи из «Золота Рейна» или «Зигфида» для искушенного слушателя может быть особенным удовольствием.

К масштабам Большого театра идеально подошел и состав исполнителей «Садко»: большие, многофигурные хоры, разнообразие голосов солистов... На сцене Большого театра на протяжении ХХ века в партии Садко выступали Георгий Нэлепп и Владимир Алтантов, Волховы — Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елена Катульская, Тамара Милашкина, Любавы Буслаевны — Надежда Обухова, Лариса Авдеева, Ирина Архипова, Тамара Синявская и Елена Образцова, Варяжского гостя — Максим Михайлов, Марк Рейзен, Александр Ведерников, Индийского гостя — Дмитрий Смирнов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Зураб Соткилава, Веденецкого гостя — Павел Лисициан и Юрий Мазурок.

И все же с 1984 г. «Садко» не появлялся в репертуаре Большого театра. Об обстоятельствах его нынешнего выхода на сцену мы попросили рассказать главных героев: самого Садко – Нажмиддина Мавлянова и Любаву – Ксению Дудникову.

Нажмиддин Мавлянов:

– Садко — современный человек, который проходит испытания, своего рода «квест». Мне лично близок этот образ. Вся моя жизнь, по сути, это процесс достижения определенных целей. Садко хочет стать уверенным в себе человеком, крепко стоящим на двух ногах, правильно решающим все вопросы… Он обретает знания о социуме, контактируя с ним, обретает опыт взаимодействия с миром, совершая поступки, которые требуют быстрой реакции. Очень быстро меняется ситуация на сцене и эмоциональное состояние Садко — только что он был герой («Ты все можешь, идем к нам!»), но не успеешь оглянуться, как все опять над ним потешаются. Зерно смысла — в преодолении всех препятствий и обретении уверенности в себе. И, в конце концов в том, чтобы не выйти из игры. И стать «настоящим мужиком».

Ксения Дудникова:

– В либретто и музыке на долю Любавы выпадают практически только страдания. Если делать все буквально, получится один сплошной плач – и лишь в конце непонятно откуда взявшаяся радость. Режиссер придумал интересную концепцию этого образа. Любава — сильная женщина, которая мужественно переносит перипетии своей жизни. И как мудрая жена способна на колоссальное жертвенное терпение. Садко для нее — собирательный образ всех мужчин ее жизни. И все они ее разочаровывали, потому что не были способны ответить ей взаимностью. И она как будто попадает в некое пространство, где пытается решить эту проблему. Сначала (в 3-й картине) мы слышим ее исповедь. Важно, что это не плач, а именно исповедь о том, что происходит в ее жизни: я не знаю, как это исправить, я не вижу пути решения. И Садко опять уходит. Но в конце оперы происходит нечто такое, что можно описать как совершенно обычную историю... когда каждый остается при своем, но это не приносит счастья никому… К вопросу о том, как сохраняются семьи, и есть ли в этом смысл…

*Садко.

Олеся Бобрик