«Русалка» Дворжака, один из самых ярких примеров чешского музыкального модерна, появилась на сцене на самом рубеже XIX и XX веков. Премьера состоялась 31 марта 1901 года. Опера родилась в то время, когда возник феномен «новой драмы»: на театральных подмостках воцарились натуралистические пьесы Генрика Ибсена и символические – Мориса Метерлинка. Финальный «поцелуй смерти» Русалки заставляет вспомнить и героинь Оскара Уайльда: через несколько лет на оперную сцену выйдет «Саломея» Рихарда Штрауса.

Уже на первом представлении в Национальном театре Праги «Русалка» имела огромный успех. Однако более ста лет понадобилось этой опере, чтобы стать мировой знаменитостью. О её сегодняшней популярности говорит факт, на который обратила внимание Рене Флеминг, легендарная исполнительница заглавной партии, участвовавшая в семи постановках этой оперы. Она отметила, что в 2003 году «Русалка» исполнялась уже столько же раз, сколько и «Аида» Верди.

Сочинения восточноевропейских композиторов не очень часто появлялись в репертуаре Большого театра. Последний раз в середине 50-х годов XX cтолетия: это были оперы выдающихся современников Дворжака — «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны и «Енуфа» Леоша Яначека. А в 2019 году Большой театр решил обратиться к самой популярной чешской опере — «Русалке» Антонина Дворжака, которая никогда не ставилась не только в Большом, но и вообще в Москве.

Постановочную группу возглавил Айнарс Рубикис, которому в 2020 году предстояло получить за этот спектакль Национальную театральную премию «Золотая маска» (номинация «Лучшая работа дирижёра» в оперном разделе). Первой исполнительницей заглавной партии на сцене Большого театра стала ведущая солистка оперной труппы Динара Алиева.