Пролог

В доме богатого господина идет подготовка к празднику, в программе которого роскошный ужин с фейерверком и премьера «серьезной» оперы на античный сюжет «Ариадна на Наксосе». Хозяин заказал ее молодому композитору и пригласил известных певцов. В разгар приготовлений Примадонна и музыканты узнают, что ничего не смыслящий в искусстве господин, кроме оперы, заказал для развлечения гостей веселый дивертисмент: выступление комедиантов во главе с легкомысленной кокеткой Цербинеттой должно начаться сразу после их высокой трагедии. Примадонна в гневе, композитор в отчаянии.

Пока артисты препираются, гофмейстер сообщает, что его хозяин приказал исполнить трагическую оперу и комедию одновременно, чтобы завершить представление к началу фейерверка. Музыканты негодуют, но нужно что-то срочно предпринять. Учитель танцев предлагает сделать купюры в опере, учитель музыки уговаривает композитора согласиться. Примадонна требует сократить арии Тенора, а Тенор – арии Примадонны. Цербинетта предлагает сюжет нового спектакля. Композитор протестует, но она начинает флиртовать с ним и легко убеждает в возвышенности своих чувств и намерений. Охваченный страстью композитор соглашается на уступки и, только заметив комедиантов, готовых выйти на сцену, с ужасом осознает, как его провели.


Опера

На пустынном острове, покинутая Тезеем, горько тоскует Ариадна. Ее пытаются утешить три нимфы — Наяда, Дриада и Эхо. Их попытки тщетны. Ариадна безутешна.
Она призывает Гермеса и просит его о смерти. Появляется Цербинетта с комедиантами. Она старается развлечь Ариадну и уверяет, что на смену одной любви всегда приходит новое счастье. На остров прибывает Бахус, который бежит от искушений волшебницы Цирцеи. Ариадна принимает его за Гермеса. Бахус целует ее. Его любовь помогает Ариадне вновь стать счастливой.