Эдвард Клюг: «Это просто фантастика – ставить «Петрушку» здесь, в России, в Большом театре!»
Сорок пять лет было Эдварду Клюгу, когда Большой предложил ему поставить спектакль для нашей балетной труппы. Но благодаря своей моложавости и экспансивности он до сих пор не тянет и на них. При всем при том он если еще и не мэтр, то уже кандидат в мэтры. Сам он, улыбаясь вот уж совершенно мальчишеской широкой улыбкой, говорит, что не может поверить в это, но факт остается фактом: уже два года прошло (к ноябрю 2018 г.), как его труппа отметила 25-летие его творческой деятельности! В 1991 г. он поступил в балетную труппу Словенского национального театра в Мариборе, так что точкой отсчета для юбилея, естественно, было выбрано начало карьеры в качестве танцовщика. Но в «простых» танцовщиках он не задержался, желание сочинять быстро одержало верх над чисто исполнительскими амбициями. И в 2018-м исполнилось уже двадцать лет его карьеры и в качестве хореографа. Пятнадцать из них он возглавляет Мариборский балет, который пользуется широкой известностью далеко за пределами Словении. К моменту приглашения в Большой г-н Клюг поработал во множестве балетных компаний – от Австралии до Сибири. И хотя Марибор пока еще не стал той балетной Меккой, в которую в свое время Уильям Форсайт превратил Франкфурт, а Джон Ноймайер – Гамбург, все равно на балетной карте этот город обозначился четко.
Балет Марибора с готовностью откликается на многие знаковые даты: накануне столетнего юбилея балета «Весна священная» он отметил 130-летнюю годовщину со дня рождения Игоря Стравинского, одного из самых любимых композиторов Эдварда Клюга. Помимо «Весны» он ставил также еще и «Свадебку». А вот «Петрушку» ставит впервые. Именно это название он предложил, когда получил приглашение в Большой. И долго не думал. Считает, что это просто фантастика – ставить «Петрушку» здесь, в России, в Большом театре, «где просто замечательные артисты, работая с которыми, получаешь дополнительные творческие импульсы и огромную отдачу».
Эдвард Клюг:
– Это всегда ни с чем не сравнимый, потрясающий опыт – работа над партитурой Стравинского. И всякий раз музыка этого композитора требует нового, особого подхода. Одно дело – просто слушать Стравинского, не надо специально говорить о том, какое это огромное наслаждение для человека, который любит музыку. Но когда начинаешь придумывать танец, ситуация меняется. Чтобы достичь необходимой свободы и суметь получать удовольствие от этих танцев, необходимо глубокое понимание того, что ты хочешь сделать, железный расчет (и счет!) и репетиции-репетиции-репетиции. Говоря так, я не имею в виду задачу просто воплотить в танце то, что «хочет» музыка. Речь о достижении того уровня, на котором ты вступаешь в диалог с обеими составляющими балета – самой музыкой и той историей, которую она «рассказывает».
Насколько я знаю, многие люди находят весьма интригующей афишу, выпущенную к нашей премьере. На ней фигурируют гигантские матрешки. Это чисто визуальный образ страны, в которой разворачивается это сказочное действие. Правда, «собирательность» этого образа мы не используем. Наши матрешки ни собрать, ни разобрать нельзя. Их огромное «нутро» служит интерьером – для кукольного театра Фокусника, для обиталища Мавра (Арапа). Такой кукольный дом в самой кукле. А поскольку они еще как бы и танцующие, эти фигурины, мы надеемся, они внесут свою толику волшебства в происходящее на сцене.
Что касается главных персонажей, то я очень люблю маленького храброго Петрушку. Который хочет быть не куклой, но человеком, и чтобы добиться этого, готов рискнуть своей кукольной жизнью. И чтобы почувствовать себя человеком, по-настоящему живым человеком, ему нужна любовь. Философский аспект этого сюжета парадоксальным образом очень актуален для наших дней. Оглядимся вокруг: кто собственно является куклой – наш герой Петрушка, который жаждет любви, или те люди, которыми управляют их собственные амбиции или иллюзии, заставляющие их верить, что они живут в некоем совершенном виртуальном мире.
Но, разумеется, мой подход вовсе не такой аналитический, да и пьеса, в общем, не об этом. Главное – то, что я всего себя отдаю замечательной миссии вновь вдохнуть жизнь в чудесную волшебную сказку под названием «Петрушка».
Наталья Шадрина
Балет Марибора с готовностью откликается на многие знаковые даты: накануне столетнего юбилея балета «Весна священная» он отметил 130-летнюю годовщину со дня рождения Игоря Стравинского, одного из самых любимых композиторов Эдварда Клюга. Помимо «Весны» он ставил также еще и «Свадебку». А вот «Петрушку» ставит впервые. Именно это название он предложил, когда получил приглашение в Большой. И долго не думал. Считает, что это просто фантастика – ставить «Петрушку» здесь, в России, в Большом театре, «где просто замечательные артисты, работая с которыми, получаешь дополнительные творческие импульсы и огромную отдачу».
Эдвард Клюг:
– Это всегда ни с чем не сравнимый, потрясающий опыт – работа над партитурой Стравинского. И всякий раз музыка этого композитора требует нового, особого подхода. Одно дело – просто слушать Стравинского, не надо специально говорить о том, какое это огромное наслаждение для человека, который любит музыку. Но когда начинаешь придумывать танец, ситуация меняется. Чтобы достичь необходимой свободы и суметь получать удовольствие от этих танцев, необходимо глубокое понимание того, что ты хочешь сделать, железный расчет (и счет!) и репетиции-репетиции-репетиции. Говоря так, я не имею в виду задачу просто воплотить в танце то, что «хочет» музыка. Речь о достижении того уровня, на котором ты вступаешь в диалог с обеими составляющими балета – самой музыкой и той историей, которую она «рассказывает».
Насколько я знаю, многие люди находят весьма интригующей афишу, выпущенную к нашей премьере. На ней фигурируют гигантские матрешки. Это чисто визуальный образ страны, в которой разворачивается это сказочное действие. Правда, «собирательность» этого образа мы не используем. Наши матрешки ни собрать, ни разобрать нельзя. Их огромное «нутро» служит интерьером – для кукольного театра Фокусника, для обиталища Мавра (Арапа). Такой кукольный дом в самой кукле. А поскольку они еще как бы и танцующие, эти фигурины, мы надеемся, они внесут свою толику волшебства в происходящее на сцене.
Что касается главных персонажей, то я очень люблю маленького храброго Петрушку. Который хочет быть не куклой, но человеком, и чтобы добиться этого, готов рискнуть своей кукольной жизнью. И чтобы почувствовать себя человеком, по-настоящему живым человеком, ему нужна любовь. Философский аспект этого сюжета парадоксальным образом очень актуален для наших дней. Оглядимся вокруг: кто собственно является куклой – наш герой Петрушка, который жаждет любви, или те люди, которыми управляют их собственные амбиции или иллюзии, заставляющие их верить, что они живут в некоем совершенном виртуальном мире.
Но, разумеется, мой подход вовсе не такой аналитический, да и пьеса, в общем, не об этом. Главное – то, что я всего себя отдаю замечательной миссии вновь вдохнуть жизнь в чудесную волшебную сказку под названием «Петрушка».
Наталья Шадрина
Распечатать