История Виолетты, рассказанная ею самой...
Сейчас кажется странным, что опера, без которой трудно себе представить историю музыкального театра, без фрагментов которой сейчас не обходится ни один гала-концерт, была не принята и не понята на премьере.
Впервые Верди обратился не к романтическим событиям прошлого, а к сюжету вполне современному, негероическому и даже скандальному. Сюжет был настолько «смелым», что цензура долгое время не допускала невероятно популярный роман Александра Дюма-сына к постановке на сцене: театральная премьера «Дамы с камелиями» состоялась лишь в 1852 г. По свидетельству издателя и друга Верди Леона Эскудье, «Верди однажды присутствовал на представлении „Дамы с камелиями“, сюжет его поразил, и он ощутил трепет струн своей лиры».
Вскоре Верди пишет: «Я ставлю в Венеции „Даму с камелиями“, возможно, опера будет называться „Травиата“. Сюжет современный. Другой, возможно, не стал бы этого делать из-за костюмов, эпохи и тысячи других нелепых сомнений. Все вопили, когда я предложил вывести на сцену горбуна. И все же мне посчастливилось написать „Риголетто».
Композитор особенно настаивал на «современной постановке» своей оперы. Либреттист Франческо Мария Пьяве даже специально отмечал в письме к постановщикам: «Маэстро не приемлет париков».
Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 г. в театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Но, кажется, Верди и сам этого ожидал. Через либреттиста Пьяве он передавал дирекции театра: «Я заявляю, что в том случае, если мы будем давать эту оперу, я совершенно не надеюсь на ее успех, напротив, думаю, это будет полный провал, и таким образом пострадают интересы театра, моя репутация и большая сумма средств владельца театра. Аминь.»
Тем не менее, «провалившаяся» опера была неплохо встречена критикой. К примеру, критик газеты «Музыкальная Италия» пишет: «Травиата“ — это лучшая, или по меньшей мере, самая прогрессивная из современных опер... На представлении этой оперы мы ощущали себя будто на представлении драмы самого Дюма — настолько, что это не казалось музыкой. ... С этого момента и впредь на оперы Верди будут ходить в оперный театр точно так же, как в театр драматический. ... Верди изобрел новейший жанр музыки, у него огромное количество выразительных средств, и он хочет, чтобы музыка выражала не только мысли и чувства вообще, но и все их оттенки, все их движения».
Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в более привычных для публики костюмах XVIII века, была встречена с огромным энтузиазмом — и так началось ее триумфальное шествие по оперным театрам всего мира. А партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений (среди исполнительниц этой партии — Аделина Патти (1843 — 1919), Роза Понсель (1897 — 1981), Рената Тебальди (1922 — 2004), Мария Каллас (1923 — 1977), Джоан Сазерленд (1926 — 2010), Монтсеррат Кабалье, Тереза Стратас — ряд громких имен можно продолжать до бесконечности).
Впервые в Большом театре «Травиата» была поставлена в 1858 г. — и с тех пор была показана свыше полутора тысяч раз. Всего в Большом было осуществлено десять постановок — из репертуара эта опера надолго не исчезала никогда (к примеру, в 1943 г. новая постановка пришла на смену старой всего через 3 дня). Интересно, что в годы войны существовало целых две «Травиаты»: в эвакуации и в Москве. 4 января 1942 г. в Куйбышеве (ныне Самара) состоялась премьера спектакля в постановке режиссера Николая Домбровского. В это время на сцене филиала в Москве продолжал идти спектакль, поставленный в 1937 г.; 10 октября 1943 г. на смену ему пришла новая постановка режиссера Бориса Иванова, а 23 сентября 1944 г. ее сменил спектакль режиссера Евгения Соковнина.
«Травиату» в Большом ставили режиссеры Николай Савицкий, Владимир Нардов, Борис Покровский. К этой опере и как режиссер, и как хореограф обращался Владимир Васильев, осуществивший предшествующую постановку, которая увидела свет рампы в 1996 г. Дирижировали спектаклями Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Александр Лазарев...
История Большого знает блистательных Виолетт: эту партию исполняли Елена Катульская, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елизавета Шумская, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко, Марина Мещерякова и многие другие прекрасные певицы. Среди Альфредов значатся Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Зураб Анджапаридзе, Владимир Атлантов, Бадри Майсурадзе... В партии Жоржа Жермона выступали Пантелеймон Норцов, Павел Лисициан, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок...
Режиссер спектакля — знаменитая Франческа Замбелло, для которой эта работа в Большом театре уже третья. (В 2002 г. она поставила «Турандот» Дж. Пуччини, а в 2004 г. осуществила первую в Большом постановку оперы «Огненный ангел» С. Прокофьева).
Франческа Замбелло:
«Травиата» — несомненно, одна из самых великих опер, которые когда-либо были написаны, и одна из наиболее важных работ так называемого «среднего периода» в творчестве Верди. Впервые композитор взял за основу оперы современную, популярную, шокировавшую общество книгу, а не миф или, скажем, пьесу Шекспира. Это была настоящая революция, настоящий шок для публики: опера, рассказывающая о реальных людях, живущих в настоящее время, с настоящими проблемами, о любви опытной женщины и совсем юного молодого человека, которые, к тому же, происходили из разных социальных слоев, о неизлечимой болезни. И, заметьте, «Травиата» не из тех произведений, где любовь побеждает все.
Сегодня мы об этом уже не думаем, «Травиата» не воспринимается нами как произведение революционное, но мне кажется, что и сейчас очень важно найти в персонажах ту силу, ту «интенсивность» эмоций, которая шокировала людей. Для меня и для всей постановочной команды — огромная честь ставить «Травиату» в Большом театре. Эта опера довольно давно здесь не шла. И для нас это шанс рассказать, казалось бы, всем известную историю, которую на самом деле совсем не знают. В спектакле мы посмотрим на нее глазами самой Виолетты — загадочной и прекрасной женщины, которую все идеализируют и любят, но — никто не знает».
Впервые Верди обратился не к романтическим событиям прошлого, а к сюжету вполне современному, негероическому и даже скандальному. Сюжет был настолько «смелым», что цензура долгое время не допускала невероятно популярный роман Александра Дюма-сына к постановке на сцене: театральная премьера «Дамы с камелиями» состоялась лишь в 1852 г. По свидетельству издателя и друга Верди Леона Эскудье, «Верди однажды присутствовал на представлении „Дамы с камелиями“, сюжет его поразил, и он ощутил трепет струн своей лиры».
Вскоре Верди пишет: «Я ставлю в Венеции „Даму с камелиями“, возможно, опера будет называться „Травиата“. Сюжет современный. Другой, возможно, не стал бы этого делать из-за костюмов, эпохи и тысячи других нелепых сомнений. Все вопили, когда я предложил вывести на сцену горбуна. И все же мне посчастливилось написать „Риголетто».
Композитор особенно настаивал на «современной постановке» своей оперы. Либреттист Франческо Мария Пьяве даже специально отмечал в письме к постановщикам: «Маэстро не приемлет париков».
Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 г. в театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Но, кажется, Верди и сам этого ожидал. Через либреттиста Пьяве он передавал дирекции театра: «Я заявляю, что в том случае, если мы будем давать эту оперу, я совершенно не надеюсь на ее успех, напротив, думаю, это будет полный провал, и таким образом пострадают интересы театра, моя репутация и большая сумма средств владельца театра. Аминь.»
Тем не менее, «провалившаяся» опера была неплохо встречена критикой. К примеру, критик газеты «Музыкальная Италия» пишет: «Травиата“ — это лучшая, или по меньшей мере, самая прогрессивная из современных опер... На представлении этой оперы мы ощущали себя будто на представлении драмы самого Дюма — настолько, что это не казалось музыкой. ... С этого момента и впредь на оперы Верди будут ходить в оперный театр точно так же, как в театр драматический. ... Верди изобрел новейший жанр музыки, у него огромное количество выразительных средств, и он хочет, чтобы музыка выражала не только мысли и чувства вообще, но и все их оттенки, все их движения».
Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в более привычных для публики костюмах XVIII века, была встречена с огромным энтузиазмом — и так началось ее триумфальное шествие по оперным театрам всего мира. А партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений (среди исполнительниц этой партии — Аделина Патти (1843 — 1919), Роза Понсель (1897 — 1981), Рената Тебальди (1922 — 2004), Мария Каллас (1923 — 1977), Джоан Сазерленд (1926 — 2010), Монтсеррат Кабалье, Тереза Стратас — ряд громких имен можно продолжать до бесконечности).
Впервые в Большом театре «Травиата» была поставлена в 1858 г. — и с тех пор была показана свыше полутора тысяч раз. Всего в Большом было осуществлено десять постановок — из репертуара эта опера надолго не исчезала никогда (к примеру, в 1943 г. новая постановка пришла на смену старой всего через 3 дня). Интересно, что в годы войны существовало целых две «Травиаты»: в эвакуации и в Москве. 4 января 1942 г. в Куйбышеве (ныне Самара) состоялась премьера спектакля в постановке режиссера Николая Домбровского. В это время на сцене филиала в Москве продолжал идти спектакль, поставленный в 1937 г.; 10 октября 1943 г. на смену ему пришла новая постановка режиссера Бориса Иванова, а 23 сентября 1944 г. ее сменил спектакль режиссера Евгения Соковнина.
«Травиату» в Большом ставили режиссеры Николай Савицкий, Владимир Нардов, Борис Покровский. К этой опере и как режиссер, и как хореограф обращался Владимир Васильев, осуществивший предшествующую постановку, которая увидела свет рампы в 1996 г. Дирижировали спектаклями Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Александр Лазарев...
История Большого знает блистательных Виолетт: эту партию исполняли Елена Катульская, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елизавета Шумская, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко, Марина Мещерякова и многие другие прекрасные певицы. Среди Альфредов значатся Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Зураб Анджапаридзе, Владимир Атлантов, Бадри Майсурадзе... В партии Жоржа Жермона выступали Пантелеймон Норцов, Павел Лисициан, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок...
Режиссер спектакля — знаменитая Франческа Замбелло, для которой эта работа в Большом театре уже третья. (В 2002 г. она поставила «Турандот» Дж. Пуччини, а в 2004 г. осуществила первую в Большом постановку оперы «Огненный ангел» С. Прокофьева).
Франческа Замбелло:
«Травиата» — несомненно, одна из самых великих опер, которые когда-либо были написаны, и одна из наиболее важных работ так называемого «среднего периода» в творчестве Верди. Впервые композитор взял за основу оперы современную, популярную, шокировавшую общество книгу, а не миф или, скажем, пьесу Шекспира. Это была настоящая революция, настоящий шок для публики: опера, рассказывающая о реальных людях, живущих в настоящее время, с настоящими проблемами, о любви опытной женщины и совсем юного молодого человека, которые, к тому же, происходили из разных социальных слоев, о неизлечимой болезни. И, заметьте, «Травиата» не из тех произведений, где любовь побеждает все.
Сегодня мы об этом уже не думаем, «Травиата» не воспринимается нами как произведение революционное, но мне кажется, что и сейчас очень важно найти в персонажах ту силу, ту «интенсивность» эмоций, которая шокировала людей. Для меня и для всей постановочной команды — огромная честь ставить «Травиату» в Большом театре. Эта опера довольно давно здесь не шла. И для нас это шанс рассказать, казалось бы, всем известную историю, которую на самом деле совсем не знают. В спектакле мы посмотрим на нее глазами самой Виолетты — загадочной и прекрасной женщины, которую все идеализируют и любят, но — никто не знает».
Распечатать