Спартак
Гранд-театр, Культурный центр
Большой — это имя, которое на протяжении долгого времени является синонимом высочайшего мастерства в балете, репутация эта создавалась более двухсот лет. Потому-то с таким нетерпеливым волнением толпа зрителей — все билеты были раскуплены — приветствовала московскую труппу в Гранд-театре Культурного центра. И хотя недавний приезд Королевского балета тоже наделал среди балетоманов немало шума, это представление предвкушалось с совершенно особенным чувством.
Нетрудно себе представить, что любой спектакль Большого был бы встречен у нас столь же горячо. Однако то, что они решили показать «Спартак», сделало их вклад еще больше. Спартак — тоже такое имя, что прозвучало через века, начиная с древнеримских сообщений о лидере самого знаменитого восстания рабов всех времен и кончая эпическим фильмом Стэнли Кубрика, вышедшим в 1960 г., и — конечно же! — такой знаменитой музыкой Арама Хачатуряна.
Но разве — подобно восстанию, организованному протагонистом, — столь высокие ожидания не были обречены развеяться в прах? И то, что ведущая солистка Нина Капцова не сможет выйти на сцену, о чем было сообщено накануне спектакля, не было способно пробить брешь в обороне Спартака?
Словно подхлестнутый роскошной музыкой Хачатуряна, с нескрываемым удовольствием исполняемой оркестром Большого, спектакль начался очень ярко и живописно. Движения пересекшего сцену Красса-Александра Волчкова наилучшим образом передавали величественную царственность и едва контролируемую страстность римского консула, талантливо подхваченную батальоном его солдат. Искусную работу ног, продемонстрированную Александром Волчковым, дополнял его впечатляющий актерский талант: его презрительная усмешка, полная холодного превосходства, была достойна Озимандиаса.
Остальные исполнители главных партий также произвели значительное впечатление. Галина Степаненко в роли плетущей интриги и обольстительной наложницы Красса Эгины была одновременно технически безупречна и захватывающа в своей интерпретации партии, особенно в сценах, когда она вовлекает — сначала Красса, а затем людей Спартака — в неистовую вакханалию. Анна Никулина, заменившая Капцову в партии Фригии, между тем, продемонстрировала более изысканную и хрупкую грацию (что требовалось и по роли) и становилась все убедительнее по мере того, как спектакль набирал свою силу. Остается только гадать, что могла привнести в роль артистка Капцова, если Никулина проявила себя столь талантливым ее заместителем.
С самого начала согласованность действий была безукоризненна; казалось, труппа наслаждается своим коллективным «физическим» взаимопониманием, в то время как мастерская постановка отличалась и щедростью, и недоговоренностью одновременно. Мастерство, сила, ловкость труппы — особенно ведущих исполнителей — были почти гипнотическими. А что касается хореографии, то она — просто мирового класса.
Но и без того безупречный спектакль переносился в божественные сферы всякий раз, когда на сцене появлялась — всего Большого в целом — бесспорная звезда. В свои 19 лет Иван Васильев обладает поистине потрясающим талантом, для передачи технических возможностей которого Спартак есть наилучшее средство. Его изящество, устойчивость и сила казались настолько же непринужденными, насколько и захватывающими, — талант Васильева практически выходит за рамки обычных человеческих возможностей.
По мере того, как спектакль, подобно большой волне, несся к своему за душу берущему и в то же время, как ни странно, триумфальному финалу (в котором Спартака «распинают» на дюжине или более мечей, а затем его последователи поднимают его высоко вверх на своих руках), все труднее становилось себе представить, что когда-нибудь это могло быть исполнено лучше. Сильный, захватывающий и в высшей степени театральный, «Спартак» как нельзя лучше «инкапсулирует», что последнее слово в балете всегда остается за Большим.
Гранд-театр, Культурный центр
Большой — это имя, которое на протяжении долгого времени является синонимом высочайшего мастерства в балете, репутация эта создавалась более двухсот лет. Потому-то с таким нетерпеливым волнением толпа зрителей — все билеты были раскуплены — приветствовала московскую труппу в Гранд-театре Культурного центра. И хотя недавний приезд Королевского балета тоже наделал среди балетоманов немало шума, это представление предвкушалось с совершенно особенным чувством.
Нетрудно себе представить, что любой спектакль Большого был бы встречен у нас столь же горячо. Однако то, что они решили показать «Спартак», сделало их вклад еще больше. Спартак — тоже такое имя, что прозвучало через века, начиная с древнеримских сообщений о лидере самого знаменитого восстания рабов всех времен и кончая эпическим фильмом Стэнли Кубрика, вышедшим в 1960 г., и — конечно же! — такой знаменитой музыкой Арама Хачатуряна.
Но разве — подобно восстанию, организованному протагонистом, — столь высокие ожидания не были обречены развеяться в прах? И то, что ведущая солистка Нина Капцова не сможет выйти на сцену, о чем было сообщено накануне спектакля, не было способно пробить брешь в обороне Спартака?
Словно подхлестнутый роскошной музыкой Хачатуряна, с нескрываемым удовольствием исполняемой оркестром Большого, спектакль начался очень ярко и живописно. Движения пересекшего сцену Красса-Александра Волчкова наилучшим образом передавали величественную царственность и едва контролируемую страстность римского консула, талантливо подхваченную батальоном его солдат. Искусную работу ног, продемонстрированную Александром Волчковым, дополнял его впечатляющий актерский талант: его презрительная усмешка, полная холодного превосходства, была достойна Озимандиаса.
Остальные исполнители главных партий также произвели значительное впечатление. Галина Степаненко в роли плетущей интриги и обольстительной наложницы Красса Эгины была одновременно технически безупречна и захватывающа в своей интерпретации партии, особенно в сценах, когда она вовлекает — сначала Красса, а затем людей Спартака — в неистовую вакханалию. Анна Никулина, заменившая Капцову в партии Фригии, между тем, продемонстрировала более изысканную и хрупкую грацию (что требовалось и по роли) и становилась все убедительнее по мере того, как спектакль набирал свою силу. Остается только гадать, что могла привнести в роль артистка Капцова, если Никулина проявила себя столь талантливым ее заместителем.
С самого начала согласованность действий была безукоризненна; казалось, труппа наслаждается своим коллективным «физическим» взаимопониманием, в то время как мастерская постановка отличалась и щедростью, и недоговоренностью одновременно. Мастерство, сила, ловкость труппы — особенно ведущих исполнителей — были почти гипнотическими. А что касается хореографии, то она — просто мирового класса.
Но и без того безупречный спектакль переносился в божественные сферы всякий раз, когда на сцене появлялась — всего Большого в целом — бесспорная звезда. В свои 19 лет Иван Васильев обладает поистине потрясающим талантом, для передачи технических возможностей которого Спартак есть наилучшее средство. Его изящество, устойчивость и сила казались настолько же непринужденными, насколько и захватывающими, — талант Васильева практически выходит за рамки обычных человеческих возможностей.
По мере того, как спектакль, подобно большой волне, несся к своему за душу берущему и в то же время, как ни странно, триумфальному финалу (в котором Спартака «распинают» на дюжине или более мечей, а затем его последователи поднимают его высоко вверх на своих руках), все труднее становилось себе представить, что когда-нибудь это могло быть исполнено лучше. Сильный, захватывающий и в высшей степени театральный, «Спартак» как нельзя лучше «инкапсулирует», что последнее слово в балете всегда остается за Большим.