Большой возвращается: как заново открывает себя одна из величайших балетных трупп
Большой балет возвращается в Соединенное Королевство, привозя своих блестящих молодых виртуозов и «охапку» балетов, добытых из недр богатого советского и предсоветского своего прошлого
Большой возвращается. Московская труппа — это одно из самых больших в балете имен. Даже само ее имя означает «большой», подразумевая и величину ее здания, и ту мощную, героическую манеру танца, которой она славится. Последний раз Большой был в Лондоне в 2007 г. — и вот этим летом приезжает вновь. Предвкушение велико — предвкушение новых постановок и возможности бросить свежий взгляд на одну из ведущих трупп мира. Последние гастроли продемонстрировали, что Большой находится в превосходной, стабильной форме. Покажет ли и грядущий сезон в Лондоне тот же вкус к танцу, те же энергию и власть над залом?
Три года могут быть очень немалым сроком для балета. Молодые танцовщики, которые зарабатывали себе имя, теперь уже утвердившиеся звезды. Одной из ярчайших является Иван Васильев, который открывает лондонский сезон, танцуя Спартака. В 2007 он произвел потрясающее впечатление в качестве «тинейджера». Теперь ему 21,и он все еще слишком молод для роли Спартака, требующей большой силы и выносливости. Он мог бы также стать живительной силой для «затанцованного» балета Юрия Григоровича — советского блокбастера, выглядевшего несколько подуставшим в последние годы.
Это бросающийся в глаза тактический ход — представить чудо-мальчика в балете, представляющем историю старого Большого. Тут один вечер сразу покажет и то, что труппа представляла из себя обыкновенно, и то, куда она движется теперь. Впрочем, танцы вокруг прошлого уже стали главной характерной чертой нового Большого. Это труппа, обретающая новое самоощущение и новое ощущение своей истории.
<... — экскурс в историю Большого балета; оценка деятельности Ратманского и его постановок. Выводы:
«Возвращение балетов советской эпохи стало чертой стиля.»... «Другие русские труппы подхватили этот тренд»...>
Пересматриваются не только советские балеты. Самая большая новая постановка из тех, что Большой покажет в Лондоне, — «Коппелия». <...>
Впервые поставленная в Париже в 1870 г., «Коппелия» с тех пор остается в балетном репертуаре. Балеты имеют тенденцию меняться со временем. Танцовщики опускают па, которые им не нравятся, заменяя их более легкими или эффектными движениями. Некоторые редакции «пытаются» хранить верность первоисточникам, другие демонстрируют изобретательность их авторов. Новая постановка Сергея Вихарева, осуществленная для Большого, обращена в прошлое — и едва ли не к самым корням балета. После парижского успеха балет был поставлен в России и затем регулярно возобновлялся. Спектакль Вихарева восходит к очень авторитетной петербургской постановке 1894 г.
Движения были реконструированы с помощью записей того времени. Богатые декорации и костюмы основаны на оригинальных эскизах. Как и возрождение советских балетов, создание новых старых постановок стало модой последних лет. Постановки XIX века с их роскошными декорациями и обилием необычных сценических эффектов, вероятно, были для своего времени яркими театральными зрелищами со спецэффектами. Пышность тех постановок несет в себе новый шарм для современного зрителя. В большинстве случаев они также являются классикой международного балетного репертуара: и возвращение к первоисточникам бывает очень приятным.
В программе лондонского сезона Большого есть еще два новых старых балета. «Корсар», -мелодрама XIX века, нашпигованная кораблекрушениями, похищениями и зрелищными сценами, — представляет собой смесь бережной реконструкции и блестящей стилизации. Юрий Бурлака, нынешний артдиректор Большого балета, восстановил оригинальную хореографию; Ратманский закрыл лакуны утраченных сцен хореографией собственного сочинения. Бурлака также реконструировал Гран па из балета «Пахита», дающую блестящую возможность продемонстрировать таланты балерин труппы.
Возвращаясь к истокам этих старых балетов, Большой обходит стороной свое советское прошлое. «Светлый ручей» был утрачен <...>, но «Пахита», «Коппелия» и «Корсар» — балеты, которые выжили и удержались на сцене. Выбирая их объектами для реконструкции, Большой отказывается от изменений и переделок, внесенных советскими постановщиками, вколачивая свою веру в новый более «аутентичный» облик этих балетов.
<...>
... Тот пыл, с которым Большой пересматривает «Коппелию» или «Пахиту», свидетельствует об уверенности в себе. Ведь это довольно рискованный способ оглядываться назад. Недавно мы наблюдали ту же уверенность в себе и в танце труппы.
В 2007 г. Васильев произвел в Лондоне сенсацию, танцуя в «Дон Кихоте» вместе с другой юной звездой — Натальей Осиповой.
Этот виртуозный балет — давний хит Большого. Этот «Дон Кихот» не очень-то изыскан, отличается мелодиями типа «умпа-умпа» и слишком броскими движениями, однако, если его танцуют со вкусом, он может быть очень занятным. А танцевать «со вкусом» — это как раз фирменное блюдо Большого. Поколения его великих звезд производили огромное впечатление в «Дон Кихоте» — от Майи Плисецкой до Ирека Мухамедова. В 2007 г. стало ясно, что у Большого появилось новое поколение, способное наполнить этот балет живым чувством и блеском.
Васильев вертелся и поразительно энергично заполнял собой пространство, с наслаждением кидаясь в водоворот тех сложностей, что создает этот балет. Осипова остроумно-синхронно вторила своей потрясающей техникой, наделяя свою героиню необычайной энергией кокетства.
Осипова и Васильев оба вновь появятся в этом сезоне — и в новых ролях. Васильев танцует партию Спартака, которая требует огромной силы и такой же проникновенности. Он также танцует Петрушку — кукольного героя «ярмарочного» балета Фокина, роль, созданную для знаменитого Нижинского. Оба балета известны как очень сложные — но по абсолютно разным причинам. Если у Спартака много мощных прыжков и поддержек над головой, которые надо делать на одной вытянутой руке, то Петрушка — это практически пантомимная роль. В течение недели Васильев должен перейти от героического вождя восстания рабов к кукле, наделенной человеческой душой.
<...> В той же программе одноактных балетов она танцует одну из ведущих партий в «Русских сезонах» Ратманского. Поставленный на музыку Леонида Десятникова, с фольклорными отголосками в музыке, движениях и костюмах, этот балет на самом деле был создан в Америке для труппы Нью-Йорк сити балет. Это Россия, которую вспомнили из-за границы, теперь возвращена русской труппе. Вновь Большой рефлексирует над прошлым России, ее национальной идентичностью — но делает это так, как будто смотрит извне.
Зое Андерсон
«Индепендент», 2.07.2010
ГАСТРОЛЬНЫЕ СОСТАВЫ
«Спартак»
19, 20, 21 июля (19.30); 31 июля (14.00, 19.30)
19, 21, 31 июля (19.30)
Спартак — Иван Васильев
Фригия — Нина Капцова
Красс — Александр Волчков
Эгина — Мария Аллаш
20; 31 июля (14.00)
Спартак — Павел Дмитриченко
Фригия — Анна Никулина
Красс — Юрий Баранов
Эгина — Екатерина Крысанова
«Коппелия»
22, 23 июля (19.30); 24 июля (14.00, 19.30)
22, 24 июля (19.30)
Сванильда — Наталья Осипова
Франц — Руслан Скворцов
Коппелиус — Геннадий Янин
23; 24 июля (14.00)
Сванильда — Анастасия Сташкевич
Франц — Вячеслав Лопатин
Коппелиус — Геннадий Янин
«Серенада», «Жизель»
26, 27, 28 июля (19.30)
«Серенада»
26, 28 июля
Екатерина Крысанова
Анастасия Яценко
Анна Леонова
Егор Хромушин
Карим Абдуллин
27 июля
Екатерина Крысанова
Анастасия Сташкевич
Виктория Осипова
Егор Хромушин
Карим Абдуллин
«Жизель»
26 июля
Жизель — Наталья Осипова
Граф Альберт — Руслан Скворцов
Мирта — Мария Аллаш
27 июля
Жизель — Анна Никулина
Граф Альберт — Александр Волчков
Мирта — Мария Аллаш
28 июля
Жизель — Нина Капцова
Граф Альберт — Руслан Скворцов
Мирта — Анна Леонова
«Петрушка», «Русские сезоны», Большое классическое па из балета «Пахита»
29, 30 июля (19.30)
«Петрушка» 29 июля
Петрушка — Михаил Лобухин
Балерина — Нина Капцова
Арап — Денис Савин
Фокусник — Геннадий Янин
30 июля
Петрушка — Иван Васильев
Балерина — Анастасия Сташкевич
Арап — Игорь Цвирко
Фокусник — Геннадий Янин
«Русские сезоны»
Пара в желтом
Екатерина Крысанова
Андрей Меркурьев
Пара в красном
Наталья Осипова (29 июля), Анастасия Меськова (30 июля)
Денис Савин
Пара в зеленом
Юлия Гребенщикова
Александр Водопетов
Пара в синем
Анна Окунева
Владислав Лантратов
Пара в фиолетовом
Чинара Ализаде
Игорь Цвирко
Пара в бордовом
Анна Никулина
Вячеслав Лопатин
Большое классическое па из балета «Пахита»
Пахита — Мария Александрова
Люсьен д’Эрвильи — Николай Цискаридзе
Па де труа
Анна Тихомирова
Анастасия Сташкевич
Владислав Лантратов (29 июля), Андрей Болотин (30 июля)
«Корсар»
2 августа
Медора — Мария Александрова
Конрад — Николай Цискаридзе
Гюльнара — Марианна Рыжкина
Бирбанто — Виталий Биктимиров
3 августа
Медора — Наталья Осипова
Конрад — Иван Васильев
Гюльнара — Нина Капцова
Бирбанто — Андрей Меркурьев
4 августа
Медора — Екатерина Крысанова
Конрад — Руслан Скворцов
Гюльнара — Марианна Рыжкина
Бирбанто — Виталий Биктимиров
5 августа
Медора — Мария Александрова
Конрад — Александр Волчков
Гюльнара — Анастасия Яценко
Бирбанто — Андрей Меркурьев
«Дон Кихот»
6 августа (19.30), 7 августа (14.00, 19.30), 8 августа (15.00)
6 августа
Китри — Наталья Осипова
Базиль — Иван Васильев
Уличная танцовщица — Анастасия Яценко
Повелительница дриад — Мария Аллаш
7 августа (14.00)
Китри — Екатерина Крысанова
Базиль — Андрей Меркурьев
Уличная танцовщица — Анна Леонова
Повелительница дриад — Анна Никулина
7 августа (19.30)
Китри — Марианна Рыжкина
Базиль — Михаил Лобухин
Уличная танцовщица — Анна Леонова
Повелительница дриад — Мария Аллаш
8 августа (15.00)
Китри — Наталья Осипова
Базиль — Иван Васильев
Уличная танцовщица — Анастасия Яценко
Повелительница дриад — Анна Никулина
Разумеется, английским опероманам отлично известно, какой шлейф славы тянется за новым «Онегиным» Большого (постановка Дм. Чернякова), который после шумной премьеры в 2006 г. начал свое триумфальное шествие по миру и покорил публику в Париже и Милане, Любляне и Пекине... Дополнительную интригу гастролям сообщает «дебют» известного дирижера Дмитрия Юровского (ему впервые предстоит сотрудничество с оркестром и солистами Большого театра) и выступления участников московской премьеры Мариуша Квеченя и Татьяны Моногаровой — первого Онегина и первой Татьяны этой постановки, а также прославленного баса Анатолия Кочерги, уже певшего Гремина в этом спектакле на парижских гастролях Большого. Несомненно, с большим любопытством ожидается и выход в партии Татьяны Екатерины Щербаченко, которая в прошлом году покорила Соединенное Королевство своими выступлениями на конкурсе Би-би-си, принесшими ей титул «Певицы мира».
«Евгений Онегин»
Дирижер
Дмитрий Юровский
Ларина, помещица
Маквала Касрашвили (11, 13)
Ирина Рубцова (12, 14)
Татьяна, ее дочь
Татьяна Моногарова (11, 13)
Екатерина Щербаченко (12, 14)
Ольга, ее дочь
Маргарита Мамсирова (11, 13)
Оксана Волкова (12, 14)
Филиппьевна, няня
Нина Романова (11, 13)
Ирина Удалова (12, 14)
Евгений Онегин
Мариуш Квечень (11, 13)
Василий Ладюк (12, 14)
Владимир Ленский
Алексей Долгов (11, 13)
Роман Шулаков (12, 14)
Князь Гремин
Анатолий Кочерга (11, 13)
Михаил Казаков (12, 14)
Зарецкий
Валерий Гильманов