Действие происходит в Риме в 1800 году.
I действие
Церковь Сант-Андреа делла Валле в Риме. Сбежавший из крепости бывший римский консул Анджелотти приходит сюда за одеждой для побега, спрятанной в семейной капелле его сестрой, маркизой Аттаванти.
Художник Марио Каварадосси приходит в церковь, чтобы закончить картину с Марией Магдаленой, моделью для которой была маркиза Аттаванти. Будучи уверенным, что в церкви никого нет, Анджелотти выходит из капеллы и неожиданно встречается с Каварадосси. Анджелотти обращается к художнику с мольбой о помощи, и тот обещает спрятать беглеца на своей вилле.
Когда в церкви появляется возлюбленная художника, певица Флория Тоска, Анджелотти прячется вновь. Сходство портрета с маркизой вызывает у Тоски ревнивые подозрения, но пылкие уверения в любви успокаивают её. Тоска уходит, чтобы подготовиться к вечернему спектаклю.
Из крепости доносится пушечный выстрел – знак того, что побег обнаружен. Каварадосси и Анджелотти спешно покидают церковь.
Ризничий сообщает, что празднование победы над войсками Наполеона состоится в палаццо Фарнезе, где выступит и Тоска.
В поисках беглеца в церкви появляются солдаты во главе с начальником полиции Скарпиа, но в капелле находят лишь корзину с едой и веер с инициалами маркизы Аттаванти. Тоска возвращается в церковь, чтобы сообщить Каварадосси, что она не сможет прийти на свидание - на вечернем концерте она должна петь новую кантату.
Безнадежно влюбленный в Тоску Скарпиа, используя сходство портрета с маркизой и найденный веер, пытается возбудить в Тоске ревность к Каварадосси. Тоска молится, а затем покидает церковь. За ней следует полицейский агент Сполетта.
II действие
Кабинет в палаццо Фарнезе. Сегодня вечером здесь выступит Тоска. Охваченный любовным вожделением, Скарпиа пишет ей записку, в которой сообщает, что Каварадосси находится у него.
Сполетта сообщает, что беглеца еще не нашли, но художник, выглядевший очень подозрительно, взят под стражу. Скарпиа верит, что это поможет ему завоевать Тоску.
На допросе Каварадосси ведет себя мужественно и не выдаёт Анджелотти. Появляется Тоска. Скарпиа приказывает пытать Каварадосси. Крики пытаемого лишают Тоску самообладания, и она открывает местонахождение Анджелотти.
Когда Шьяроне сообщает, что победу под Маренго одержала армия Наполеона, Каварадосси восславляет свободу. Скарпиа приговаривает его к смерти.
Скарпиа предлагает Тоске позорную сделку. Он сохранит художнику жизнь и свободу, если она отдастся ему. У женщины нет другого выхода, как согласиться. Счастливый Скарпиа обещает, что расстрел будет произведен холостыми патронами, и дает Тоске и Каварадоси разрешение на выезд из Рима. Он пытается обнять Тоску, но получает смертельный удар кинжалом.
III действие
Крепость Сант-Анджело. Каварадосси пишет возлюбленной прощальное письмо. Внезапно появляется Тоска. Она рассказывает ему о предстоящем мнимом расстреле и о смерти Скарпиа. Перед осуждённым выстраиваются солдаты. Уверенный в благополучной развязке, Марио встаeт спокойно к стене. Гремит залп. Тоска бросается к нему и с ужасом убеждается в вероломстве Скарпиа – Каварадосси мертв! Теперь смертельная опасность грозит ей самой – убийство Скарпиа обнаружено. Чтобы не попасть в руки палачей, Тоска бросается с крепостной стены вниз.
I действие
Церковь Сант-Андреа делла Валле в Риме. Сбежавший из крепости бывший римский консул Анджелотти приходит сюда за одеждой для побега, спрятанной в семейной капелле его сестрой, маркизой Аттаванти.
Художник Марио Каварадосси приходит в церковь, чтобы закончить картину с Марией Магдаленой, моделью для которой была маркиза Аттаванти. Будучи уверенным, что в церкви никого нет, Анджелотти выходит из капеллы и неожиданно встречается с Каварадосси. Анджелотти обращается к художнику с мольбой о помощи, и тот обещает спрятать беглеца на своей вилле.
Когда в церкви появляется возлюбленная художника, певица Флория Тоска, Анджелотти прячется вновь. Сходство портрета с маркизой вызывает у Тоски ревнивые подозрения, но пылкие уверения в любви успокаивают её. Тоска уходит, чтобы подготовиться к вечернему спектаклю.
Из крепости доносится пушечный выстрел – знак того, что побег обнаружен. Каварадосси и Анджелотти спешно покидают церковь.
Ризничий сообщает, что празднование победы над войсками Наполеона состоится в палаццо Фарнезе, где выступит и Тоска.
В поисках беглеца в церкви появляются солдаты во главе с начальником полиции Скарпиа, но в капелле находят лишь корзину с едой и веер с инициалами маркизы Аттаванти. Тоска возвращается в церковь, чтобы сообщить Каварадосси, что она не сможет прийти на свидание - на вечернем концерте она должна петь новую кантату.
Безнадежно влюбленный в Тоску Скарпиа, используя сходство портрета с маркизой и найденный веер, пытается возбудить в Тоске ревность к Каварадосси. Тоска молится, а затем покидает церковь. За ней следует полицейский агент Сполетта.
II действие
Кабинет в палаццо Фарнезе. Сегодня вечером здесь выступит Тоска. Охваченный любовным вожделением, Скарпиа пишет ей записку, в которой сообщает, что Каварадосси находится у него.
Сполетта сообщает, что беглеца еще не нашли, но художник, выглядевший очень подозрительно, взят под стражу. Скарпиа верит, что это поможет ему завоевать Тоску.
На допросе Каварадосси ведет себя мужественно и не выдаёт Анджелотти. Появляется Тоска. Скарпиа приказывает пытать Каварадосси. Крики пытаемого лишают Тоску самообладания, и она открывает местонахождение Анджелотти.
Когда Шьяроне сообщает, что победу под Маренго одержала армия Наполеона, Каварадосси восславляет свободу. Скарпиа приговаривает его к смерти.
Скарпиа предлагает Тоске позорную сделку. Он сохранит художнику жизнь и свободу, если она отдастся ему. У женщины нет другого выхода, как согласиться. Счастливый Скарпиа обещает, что расстрел будет произведен холостыми патронами, и дает Тоске и Каварадоси разрешение на выезд из Рима. Он пытается обнять Тоску, но получает смертельный удар кинжалом.
III действие
Крепость Сант-Анджело. Каварадосси пишет возлюбленной прощальное письмо. Внезапно появляется Тоска. Она рассказывает ему о предстоящем мнимом расстреле и о смерти Скарпиа. Перед осуждённым выстраиваются солдаты. Уверенный в благополучной развязке, Марио встаeт спокойно к стене. Гремит залп. Тоска бросается к нему и с ужасом убеждается в вероломстве Скарпиа – Каварадосси мертв! Теперь смертельная опасность грозит ей самой – убийство Скарпиа обнаружено. Чтобы не попасть в руки палачей, Тоска бросается с крепостной стены вниз.
Распечатать