Опера «Ньургун Боотур» Марка Жиркова и Генриха Литинского (1947) – первенец театрального профессионального искусства Республики Саха (Якутия), появившийся в пору становления музыкального театра Якутии, в год 25-летия Якутской автономии.
Сюжетная основа оперы – олонхо, крупнейшее эпическое творение народа саха. Оно причисляется к самым древним, архаическим пластам мирового эпоса. В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило якутский героический эпос олонхо шедевром нематериального культурного наследия человечества. Уникальность эпических сказаний якутов в том, что, как отмечают исследователи якутского театра, олонхо не столько читают или говорят, сколько играют, с речитативами и пением в самобытной якутской песенной манере, монологами и диалогами, яркими зримыми образами, тембрально-голосовой окраской персонажей, перевоплощением сказителя (олонхосута, играющего до 40 характеров в одном сюжете). Все это – неотъемлемые черты олонхо, и, в то же время, это явные признаки театра.
Особенность появления оперы «Ньургун Боотур» в том, что она выросла целиком из музыкальной драмы «Ньургун Боотур Стремительный», созданной ранее, в 1940 г. В годы войны, по словам региональных театроведов, особенно велико было патриотическое значение этой музыкальной драмы. В 1943 г. сбор от 100-го спектакля коллектив театра направил на строительство танка «Ньургун Боотур Стремительный» для колонны «Красная Якутия».
Автором либретто оперы «Ньургун Боотур», созданного по мотивам олонхо Платона Ойунского и других эпических сказаний, стал драматург Дмитрий Сивцев-Суорун Омоллоон. Композитор Марк Жирков внес в мелодическую основу оперы подлинные мотивы и напевы от народных певцов и сказителей-олонхосутов, а московский композитор Генрих Литинский создал оркестровку.
Последующие десятилетия были ознаменованы новыми постановками с музыкальными редакциями оперы «Ньургун Боотур»: это легендарный спектакль 1957 г., представленный в Москве и вызвавший восторженные отклики, постановка режиссера драмы Федота Потапова 1977 г., с новыми яркими именами солистов оперы, постановка режиссера драмы Андрея Борисова 1993 г., в то время связанная с темой государственности Республики Саха (Якутия), объединяющей народы Якутии в одно целое. Постановка оперного режиссера Прокопия Неустроева 2006 г. была показана на сцене Музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2007).
Новая постановка режиссера Андрея Борисова основана на музыкальной редакции московского композитора Руслана Мурсякаева. Это одновременно и эпическое полотно, и оперное произведение, где Ньургун Боотур – символ воина, борющегося темными, вражескими силами, а Туйаарыма Куо – олицетворение души народа, его духовной красоты. Спектакль станет еще одним значительным этапом в развитии музыкального театра Якутии и важным звеном нашей большой российской культуры в Год культурного наследия народов России и в Год 100-летия ЯАССР.
В постановке заняты ведущие и молодые солисты оперы, хор, симфонический оркестр и балет Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), а также артисты Театра Олонхо.
Сюжетная основа оперы – олонхо, крупнейшее эпическое творение народа саха. Оно причисляется к самым древним, архаическим пластам мирового эпоса. В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило якутский героический эпос олонхо шедевром нематериального культурного наследия человечества. Уникальность эпических сказаний якутов в том, что, как отмечают исследователи якутского театра, олонхо не столько читают или говорят, сколько играют, с речитативами и пением в самобытной якутской песенной манере, монологами и диалогами, яркими зримыми образами, тембрально-голосовой окраской персонажей, перевоплощением сказителя (олонхосута, играющего до 40 характеров в одном сюжете). Все это – неотъемлемые черты олонхо, и, в то же время, это явные признаки театра.
Особенность появления оперы «Ньургун Боотур» в том, что она выросла целиком из музыкальной драмы «Ньургун Боотур Стремительный», созданной ранее, в 1940 г. В годы войны, по словам региональных театроведов, особенно велико было патриотическое значение этой музыкальной драмы. В 1943 г. сбор от 100-го спектакля коллектив театра направил на строительство танка «Ньургун Боотур Стремительный» для колонны «Красная Якутия».
Автором либретто оперы «Ньургун Боотур», созданного по мотивам олонхо Платона Ойунского и других эпических сказаний, стал драматург Дмитрий Сивцев-Суорун Омоллоон. Композитор Марк Жирков внес в мелодическую основу оперы подлинные мотивы и напевы от народных певцов и сказителей-олонхосутов, а московский композитор Генрих Литинский создал оркестровку.
Последующие десятилетия были ознаменованы новыми постановками с музыкальными редакциями оперы «Ньургун Боотур»: это легендарный спектакль 1957 г., представленный в Москве и вызвавший восторженные отклики, постановка режиссера драмы Федота Потапова 1977 г., с новыми яркими именами солистов оперы, постановка режиссера драмы Андрея Борисова 1993 г., в то время связанная с темой государственности Республики Саха (Якутия), объединяющей народы Якутии в одно целое. Постановка оперного режиссера Прокопия Неустроева 2006 г. была показана на сцене Музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2007).
Новая постановка режиссера Андрея Борисова основана на музыкальной редакции московского композитора Руслана Мурсякаева. Это одновременно и эпическое полотно, и оперное произведение, где Ньургун Боотур – символ воина, борющегося темными, вражескими силами, а Туйаарыма Куо – олицетворение души народа, его духовной красоты. Спектакль станет еще одним значительным этапом в развитии музыкального театра Якутии и важным звеном нашей большой российской культуры в Год культурного наследия народов России и в Год 100-летия ЯАССР.
В постановке заняты ведущие и молодые солисты оперы, хор, симфонический оркестр и балет Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), а также артисты Театра Олонхо.
Распечатать