Премьера оперы «Лоэнгрин» состоялась 28 августа 1850 года в Веймаре. Дирижировал Ференц Лист, близкий друг Вагнера. Именно он способствовал постановке оперы, завершённой двумя годами ранее. Сам Вагнер на торжественном представлении присутствовать не мог: бурный общественный темперамент привёл его на баррикады немецкой революции 1848–1849 годов, после чего используя по счастливой случайности поддельные документы, он нашёл убежище в Швейцарии, где и находился в день премьеры. Сидя в одной из гостиниц Люцерна и глядя на часы, композитор пытался хронометрировать течение спектакля…
«Лоэнгрин» с его замедленным действием, способствующим погружению в созерцание возвышенного, мистически-непостижимого, контрастирует бурным событиям, пережитым автором по завершении работы над этой оперой. В ее основу положена легенда о Лоэнгрине, юном рыцаре священного Грааля, сошедшем с горних вершин в мир людей для того, чтобы быть им защитником. Либретто написано самим композитором, переосмыслившим в романтическом духе эпизод средневекового романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля).
Из романа заимствованы ключевые моменты и сюжетные мотивы: сакральность имени героя, знать которое нельзя никому из людей, и лебедь — спутник, сопровождающий его при явлении в земной мир. Но основные события либретто — плод фантазии самого композитора. В начале оперы звучит единственная, но настоятельная просьба рыцаря к его невесте Эльзе Брабантской, — никогда не спрашивать его имени. И всё же люди, даже самые совершенные, не способны сдержать свои страсти. Вопрос, заданный Эльзой (уже его супругой), в житейском смысле ожидаем. Жене необходимо знать имя своего мужа — неизвестность для неё мучительна. Возвышенной кульминацией финала становится монолог, в котором рыцарь называет своё имя… Прикосновение к сакральному неминуемо влечёт за собой его утрату. Поэтому итог оперы закономерен: уход Лоэнгрина в небесные выси так же таинствен и непостижим, как и его появление.
Через несколько лет после премьеры популярность «Лоэнгрина» стала расти лавинообразно. В 1853 году он был поставлен в Висбадене, в 1854 в Лейпциге, Бреслау, Штеттине, Франкфурте-на-Майне и Дармштадте, в 1855 — Кёльне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Аугсбурге, Ганновере, Праге и Риге… Чуть позже к этим городам добавились Вена, Цюрих, Лондон, Болонья, Флоренция, Милан… В 1858 году на премьере «Лоэнгрина» в Мюнхене присутствовал будущий король Баварии Людвиг II. С этих пор эта опера и её автор стали для него объектами восхищения и поклонения, а его замок Нойшванштайн (интерьеры которого были вдохновлены «Лоэнгрином») — грандиозной «материализацией» этих чувств.
Уже при жизни композитора «Лоэнгрин» был признан как один из главных его шедевров. В том числе и в России. Это была первая опера Вагнера, поставленная на русской сцене: премьера состоялась в 1868 году в Мариинском театре. И если до революции 1917 года «Лоэнгрин» ещё заметно уступал в популярности «Тангейзеру», то позже уверенно вышел в лидеры. Это лидерство было особенно заметно в советское время, но сохраняется и до сих пор.
Первая постановка «Лоэнгрина» на сцене Большого театра была осуществлена в 1889 году. И сохранялась в репертуаре десятилетиями. Своим успехом спектакль прежде всего был обязан знаменитым исполнителям партий Лоэнгрина и Эльзы — Леониду Собинову и Антонине Неждановой. Вскоре после их ухода со сцены, в 1930-х годах, прервалась и история оперы о легендарном рыцаре Священного Грааля в Большом театре.
Спустя почти столетие «Лоэнгрин» вернулся на Историческую сцену. Последняя — нынешняя — постановка представляет собой величественное зрелище, в котором в духе современных фэнтези представлено противостояние мира язычества и мира христианства. Создатели спектакля, оперный и кинорежиссёр Франсуа Жирар и дирижёр Эван Роджистер — «вагнерианцы», погружённые в музыку великого композитора на протяжении многих лет. При их участии состоялись премьеры вагнеровских опер на сценах крупнейших театров Европы и Нового Света: в Метрополитен-опере и Канадской опере Торонто (Жирар), Немецкой опере Берлина (Роджистер) и др. Их постановка осуществлена в рамках совместного проекта Большого театра и Метрополитен-оперы.
«Лоэнгрин» с его замедленным действием, способствующим погружению в созерцание возвышенного, мистически-непостижимого, контрастирует бурным событиям, пережитым автором по завершении работы над этой оперой. В ее основу положена легенда о Лоэнгрине, юном рыцаре священного Грааля, сошедшем с горних вершин в мир людей для того, чтобы быть им защитником. Либретто написано самим композитором, переосмыслившим в романтическом духе эпизод средневекового романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля).
Из романа заимствованы ключевые моменты и сюжетные мотивы: сакральность имени героя, знать которое нельзя никому из людей, и лебедь — спутник, сопровождающий его при явлении в земной мир. Но основные события либретто — плод фантазии самого композитора. В начале оперы звучит единственная, но настоятельная просьба рыцаря к его невесте Эльзе Брабантской, — никогда не спрашивать его имени. И всё же люди, даже самые совершенные, не способны сдержать свои страсти. Вопрос, заданный Эльзой (уже его супругой), в житейском смысле ожидаем. Жене необходимо знать имя своего мужа — неизвестность для неё мучительна. Возвышенной кульминацией финала становится монолог, в котором рыцарь называет своё имя… Прикосновение к сакральному неминуемо влечёт за собой его утрату. Поэтому итог оперы закономерен: уход Лоэнгрина в небесные выси так же таинствен и непостижим, как и его появление.
Через несколько лет после премьеры популярность «Лоэнгрина» стала расти лавинообразно. В 1853 году он был поставлен в Висбадене, в 1854 в Лейпциге, Бреслау, Штеттине, Франкфурте-на-Майне и Дармштадте, в 1855 — Кёльне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Аугсбурге, Ганновере, Праге и Риге… Чуть позже к этим городам добавились Вена, Цюрих, Лондон, Болонья, Флоренция, Милан… В 1858 году на премьере «Лоэнгрина» в Мюнхене присутствовал будущий король Баварии Людвиг II. С этих пор эта опера и её автор стали для него объектами восхищения и поклонения, а его замок Нойшванштайн (интерьеры которого были вдохновлены «Лоэнгрином») — грандиозной «материализацией» этих чувств.
Уже при жизни композитора «Лоэнгрин» был признан как один из главных его шедевров. В том числе и в России. Это была первая опера Вагнера, поставленная на русской сцене: премьера состоялась в 1868 году в Мариинском театре. И если до революции 1917 года «Лоэнгрин» ещё заметно уступал в популярности «Тангейзеру», то позже уверенно вышел в лидеры. Это лидерство было особенно заметно в советское время, но сохраняется и до сих пор.
Первая постановка «Лоэнгрина» на сцене Большого театра была осуществлена в 1889 году. И сохранялась в репертуаре десятилетиями. Своим успехом спектакль прежде всего был обязан знаменитым исполнителям партий Лоэнгрина и Эльзы — Леониду Собинову и Антонине Неждановой. Вскоре после их ухода со сцены, в 1930-х годах, прервалась и история оперы о легендарном рыцаре Священного Грааля в Большом театре.
Спустя почти столетие «Лоэнгрин» вернулся на Историческую сцену. Последняя — нынешняя — постановка представляет собой величественное зрелище, в котором в духе современных фэнтези представлено противостояние мира язычества и мира христианства. Создатели спектакля, оперный и кинорежиссёр Франсуа Жирар и дирижёр Эван Роджистер — «вагнерианцы», погружённые в музыку великого композитора на протяжении многих лет. При их участии состоялись премьеры вагнеровских опер на сценах крупнейших театров Европы и Нового Света: в Метрополитен-опере и Канадской опере Торонто (Жирар), Немецкой опере Берлина (Роджистер) и др. Их постановка осуществлена в рамках совместного проекта Большого театра и Метрополитен-оперы.
Распечатать