ПРОЛОГ

Человек — «Натура людская», созданный по образу и подобию Бога, сетует в отчаянии на то, что с ним сталось после грехопадения и изгнания из Рая: «Разум и память мне сохранены, но зато отъяты мудрость, святость и бессмертие, тело же потеряло нетленность. Воля, разум и память связаны в единый узел: захочу порадоваться, память тут же дает знать, что за радостью следует скорбь». Человека пытаются поддержать Вера, Надежда и Любовь: «Не отчаивайся, ведь тебя окружают мир, любовь и вечная радость». Человек возражает: все добрые качества имеют свою противоположность — и обещает показать это зрителям.

Семь добрых качеств предстают в виде семи аллегорических фигур, которые олицетворяют Златой век, Кротость, Покой, Счастье, Незлобивость, Радость, Любовь. Добрым качествам противопоставлены семь их антиподов: Железный век, Ярость, Брань, Зависть, Злобие, Плач, Ненависть. Они упрекают Человека в том, что он сам положительные качества сменил на отрицательные: жизнь спокойную — на раздоры, незлобивость — на злобу, радость — на рыдания, любовь — на ненависть. Аллегорические фигуры предлагают Человеку посмотреть, что с ним из-за грехов произойдет, и вступают в борьбу за человеческую натуру. Апофеозом борьбы становится противостояние Жизни и Смерти.

Человек в ужасе осознает, как непостоянен мир. Он отправляется в путь, а семь «чистых» и «нечистых» пар идут за ним следом.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В окрестностях Вифлеема пастух Афоня дожидается свих товарищей Авраама и Бориса, которые отправились в город за хлебом, а его оставили присматривать за стадом овец. Чтобы было не страшно, Афоня поет колядку.

Возвращаются его товарищи. Внезапно они слышат ангельское пение «Христос рождается». Явившийся им Архангел возвещает о рождении Спасителя. Пастухи отправляются посмотреть, «есть ли в яслях младенец реченный». Ангелы поют колыбельную Иисусу. Пастухи жалеют младенца, лежащего «на остром сене», и просят у него прощения за что, что не могут ничем согреть его, ибо нищи сами.

Появляется Звездочет с подзорной трубой. Он предсказывает будущее по звездам: урожай нынче будет хорошим, а вот «ученым людям мало будет чести, едва довольно дадут питии, ести». Приходят волхвы. Они удивлены появлением на небе новой яркой звезды. Она зовет их за собой, и волхвы отправляются в путь.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Дворец царя Ирода. Свита, наложницы и сенаторы изо всех сил славят и увеселяют Ирода. Является посланник и сообщает, что родился новый царь Иудеи и волхвы направляются к нему с дарами. Ирод впадает в неистовство: «Я есть царь, и никто кроме меня!»

Сенатор уговаривает Ирода не казнить невинного посланника, сменить гнев на милость и принять волхвов. Хитростью он сможет выведать его у волхвов месторождения младенца. Сенаторы советуют царю готовить не только дары для новорожденного, но и оружие.

Ирод расспрашивает волхвов. Те отвечают, что новая звезда возвестила о рождении славного, честного и премудрого человека, которому будет покорен мир. По звезде они разыщут его, чтобы поклониться и чествовать дарами. Ирод интересуется, каковы дары. Золото, миро (благовонное масло от аравийской мирты) и ладан: «все, что приличествует царю мира», — отвечают волхвы. Ирод приглашает волхвов в Иудейскую землю и обещает, что никто не будет чинить им препятствий.

Сенаторы вычитали в Талмуде, что новый царь Иудеи родился в Вифлееме, и советуют Ироду направить туда воинов, чтобы убить всех мальчиков до двух лет. Ирод приказывает: «Будьте жестоки: избейте двухлетны и вящие отроки, де между ними новый царь убиен будет…» Воины отправляются на страшное дело. Вифлеемская земля обагряется кровью невинных младенцев. По убиенным звучит горестный плач Рахили.

Воины оповещают о смерти «четыре да на десять тысяч отрочат». Головы убиенных, завернутые в материю, брошены к ногам царя Ирода. Появляется Смерть и заводит свой страшный хоровод. Смерти вторят царские придворные. Однако Ирод просит всех уйти: он желает уснуть. Ангелы поют ему колыбельную, предвещающую смерть, и подносят царю чащу с кровью. Архангел прочит Ироду место в аду. Сенаторы чувствуют смрад, исходящий от их господина.

Ирод жалуется на недомогание. Появляется лекарь. Он перечисляет все болезни Ирода: чума, желтуха, плеврит, дизентерия, паралич, мозговой удар… «Царь ваш болен зело», — заключает лекарь и советует держаться подальше от умирающего. Ирод просит подать ему руку помощи, но все отворачиваются от него. Ирод умирает в страшных муках и падает в пропасть.

ЭПИЛОГ

Добрые и злые аллегорические фигуры выясняют, что способно отрешить человека от жизни вечной. Ни Брань, ни Плач, ни Ненависть, ни Злобие, ни даже Смерть сама «не отрешат от жизни вечной»! Натура людская вечна, она продлит свой род благими делами. «Дела те прославят область подсолнечну, по себе оставят намять бесконечну».



				
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах»
Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ
Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк»