Из истории создания и постановок


Джан Карло Менотти писал свои «бестселлеры» в непростое для американской оперы время. В 40-е годы прошлого столетия ей приходилось завоевывать свою аудиторию в жестокой конкурентной борьбе с мюзиклом и прочими массово популярными жанрами. Стремясь привлечь публику в оперный театр, композиторы и продюсеры стали в первую очередь осваивать камерную сцену: открывались театры при университетах и малые коммерческие театры. Интересы Менотти в это время также были сосредоточены на камерном жанре. Ограничив себя рамками небольшой сцены, требующей более близкого, непосредственного контакта со зрителем, он экспериментировал с разными инструментальными составами, искал новые тембры, выразительные приемы игры и пения, создавал театр не просто увлекательный, но захватывающе эмоциональный, способный «заразить» широкую публику.

Его универсальный талант позволял сотворить спектакль «от и до». Менотти был необыкновенно одарен не только как композитор. Он писал либретто (причем, не только для своих опер, которых у него двадцать пять!), руководил постановками спектаклей на театральной сцене и даже в киностудии! Карьеру режиссера он начал именно с постановки «Медиума» в 1946 г., а создавая киноверсию этой оперы, впервые выступил в качестве кинорежиссера. Он действительно умел «из драматических спектаклей делать оперы, а из опер — спектакли» (Ж. Кокто). И обладал очень важной способностью находить для них нетривиальные сюжеты, вызывающие живой отклик у зрителя. Если говорить об истории «Медиума», дело не только в том, что оккультизм был чрезвычайно популярен в США в те годы. Менотти сумел повернуть этот нехитрый сюжет таким образом, что обнаружил в нем довольно неожиданные стороны. И во многом благодаря личному опыту композитора: однажды он сам испытал сильные эмоции, став свидетелем спиритического сеанса.

Это произошло во время путешествия по Европе в 1936 г. Менотти и его друг композитор Сэмюэл Барбер остановились в окрестностях Зальцбурга. Там они подружились с владельцами имения, расположенного неподалеку, неким бароном и его женой, и стали частыми гостями в доме. Однажды их внимание привлекло странное поведение хозяйки: каждый вечер она уединялась в часовне, как оказалось — для спиритических сеансов. На одном из них разрешили присутствовать и Менотти. Он описывает темную комнату, стол, странные звуки, которые вдруг стала издавать эта женщина, входя в транс, ее «общение» с умершей дочерью (она становится прототипом миссис Нолан в опере): «Дудли, Дудли, ты меня слышишь?» — повторяла она. Это было настолько трогательно, что слезы хлынули у меня из глаз. Не было сомнения, что баронесса действительно видела свою дочь. Хотя я так ничего и не разглядел. Я был в замешательстве, потому что она по-настоящему верила в возможность встретиться с дочерью, и поэтому могла ее видеть, а я не верил и ничего не увидел. Этот случай навел меня на мысль, что вера — это созидательное начало, а скептицизм — разрушительное».

Но впоследствии (до написания оперы оставалось около десяти лет) Менотти «переакцентировал» сюжет, сосредоточив основное внимание на фигуре медиума (в опере — Мадам Флоры): «Это опера о трагедии женщины, попавшей в ловушку между двумя мирами — миром реальности, который она в силу разных причин не может постичь, и сверхъестественными силами, в которые она не может поверить».

«Медиум» впервые был сыгран любительской труппой 8 мая 1946 г. на сцене театра Брандера Мэтьюза при Колумбийском университете. К следующему сезону композитор «по принципу контраста» — в качестве веселой и жизнерадостной прелюдии — сочинил оперу «Телефон» (полное название «Телефон, или Любовь на троих»). «Совместная» премьера двух опер состоялась 18 февраля 1947 г. в театре «Хекшер» в Нью-Йорке. Успех был беспрецедентным, что открыло им путь на Бродвей. Уже через пару месяцев — 1 мая 1947 г. – прошла премьера в бродвейском театре «Этель Бэрримор». Однако на сей раз фортуна отвернулась: несколько дней спектакли шли при полупустых залах. Пока рекламу им не сделал Артурo Тосканини, дирижер «номер один» в США. Он не просто посетил представление, он пришел на него несколько раз! И все последующие спектакли уже пошли с аншлагом. Впоследствии и «Телефон», и «Медиум» стали одними из самых популярных опер в Соединенных Штатах. Через три года после бродвейской премьеры в Риме был снят фильм-опера по «Медиуму», который был удостоен премии на Каннском фестивале.

В России оперы ставились «раздельно»: в 1978 г. в Казани впервые прозвучал «Телефон», а в 1979-м в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский) — «Медиум».