Его величество Берлиоз

05.04.2016

В последние десятилетия все больше произведений Берлиоза входят в концертный репертуар Большого театра. Еще в 2004 г. в рамках концертного абонемента в Большом зале консерватории была исполнена «Траурно-триумфальная симфония», недавно прозвучала кантата «Смерть Клеопатры». Однако на этот раз в исполнении одного из самых масштабных сочинений гениального французского романтика – Реквиема - примет участие знаменитый французский оркестр, связанный давними творческими узами с музыкальным руководителем Большого театра Туганом Сохиевым.

Оркестр Капитолия Тулузы (свое названием он получил от городского оперного театра, расположенного в здании ратуши) ведет новую страницу своей истории с 1968 г., когда его руководителем стал Мишель Плассон. По инициативе этого дирижера коллектив стал вести самостоятельную концертную деятельность в здании бывшего Зернового рынка (Halle aux Grains). Под его руководством оркестр вошел в число ведущих симфонических коллективов Франции и Западной Европы, участвовал в крупных международных фестивалях, гастролировал во многих странах мира и неоднократно удостаивался национальной премии «Victoires de la musique».

М. Плассон неоднократно выступал с российскими оркестрами, гастролировал в Москве с оркестром Дрезденской филармонии. В 2003 г. дирижер оставил пост руководителя оркестра Капитолия Тулузы. Два года спустя его главным приглашенным дирижером стал Туган Сохиев. С 2008 г. он является музыкальным руководителем тулузского оркестра. Именно под его руководством коллектив впервые выступил в России - в 2009 г.

Оркестр Капитолия Тулузы ведет активную гастрольную и концертную деятельность, участвует в оперных и балетных постановках Театра Капитолия, а также парижской Опера комик, фестивалей в Оранже и Экс-ан-Провансе. В 2011 г., согласно рейтингу газеты «Фигаро», коллектив вошел в триумвират лучших оркестров Франции (наряду с Парижским оркестром и оркестром Парижской национальной оперы). Записи оркестра под управлением Т. Сохиева, осуществленные для лейбла «Naive», включают сочинения М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

«Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для Реквиема», - писал Берлиоз. Композитор нередко писал музыку для массовых церемоний – и неизменно встречал триумфальный прием у многотысячной аудитории (способностью Берлиоза создавать «популярную в лучшем смысле этого слова музыку» восторгался Рихард Вагнер). В 1837 г. в Париже должно было состояться грандиозное траурное шествие памяти жертв Июльской революции - Берлиоз получил заказ на сочинение заупокойной мессы.
Захваченный новым замыслом, композитор работал быстро и вдохновенно («Голова моя кипела вплоть до головокружений»). Реквием Берлиоза оказался равно далек как от католических музыкальных традиций, так и от оперных приемов (лишь предпоследняя часть Sanctus содержит соло тенора). Рассчитывая на грандиозные исполнительские силы, композитор создает музыкально-драматическую фреску, оперируя «крупными мазками», яркими динамическими контрастами, применяя неожиданные акустические эффекты («бормотание» хора Pianissimo в Kyrie eleison, размещение четырех духовых оркестров в разных частях зала в кульминации Dies irae). Необычную трактовку получает и Offertorium, который сам Берлиоз охарактеризовал как «хор душ чистилища».

Запланированного исполнения «Реквиема» не состоялось. Он впервые прозвучал в Доме Инвалидов 5 декабря 1837 г. (на торжественном богослужении памяти павших при взятии Константины в Алжире). В исполнении участвовало четыреста двадцать музыкантов и хористов. «Вид церкви был прекрасен; - вспоминал один из очевидцев, – в глубине, под куполом, три длинных луча падали на приготовленный катафалк и заставляли хрустальные люстры сиять особым светом. Все знамена, взятые у неприятеля, пробитые пулями, были установлены на верху церкви и спускались вниз».

В концерте участвует хор Большого театра (главный хормейстер Валерий Борисов).

А в качестве солиста выступит албанский тенор Саймир Пиргу – один из ведущих оперных певцов мира (самый перспективный среди певцов молодого поколения, по мнению Пласидо Доминго). Лауреат премии «Pavarotti d’Oro» (2013 г.), он выступает на сценах крупнейших театров – Метрополитен-оперы, Венской государственной оперы, Ла Скала, Ковент-Гарден, Цюрихской оперы, Баварской государственной оперы, театра Лисео в Барселоне; участвует в спектаклях Зальцбургского фестиваля, фестивалей Арена ди Верона и Флорентийский музыкальный май.