28.10.2013

Музей Большого театра и издательство «Кучково поле» представляют альбом «Московский императорский Большой театр в фотографиях: 1860-1917. Из собрания Музея Большого театра».

СВЕТОПИСЬ БОЛЬШОГО
На рубеже ХIХ-ХХ вв. театральные деятели осознали, какую колоссальную пользу может принести в их деле фотография, и многие театры стали организовывать собственные съемочные павильоны. Так, в Московском Художественном театре К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко обязали фиксировать на пленку сцены из спектаклей и всех исполнителей, а затем ввели в обиход и съемки за кулисами после репетиций.


Вид фасада Большого театра во время коронационных торжеств 1896 г.
Неизвестный фотограф.


В Большом театре инициатором организации систематической фотографической фиксации стал выдающийся балетмейстер Александр Горский.


Автопортрет А. Горского. С автографом В. Светинской. 1915 г.

Дирекция Московских Императорских театров способствовала успешному развитию работы в этом направлении: «В отношении театрально-артистическом светопись имеет большое значение. Фотографирование отдельных артистов в костюмах и в гриме, а главным образом полных постановок на сцене, должно принести, по нашему мнению, громадную пользу театральному делу вообще, как в отношении актерской и режиссерской практики, так и в смысле ценного вклада в историю театра».
Контора Московских Императорских театров заключала договора с лучшими фотографами Москвы. Те же получали эксклюзивное право на работу в театре и становились «фотографами Императорских театров», гордясь этим статусом и отстаивая его в острой конкурентной борьбе.

Участниками и руководителями съемок в стенах Большого театра были режиссеры и балетмейстеры оперной и балетной трупп. Документальные изображения позволяли анализировать выразительность мизансцен, корректировать грим, костюм, пластику исполнителей.


Зрительный зал Большого театра. Неизвестный фотограф. 1890-е гг.

Коллекция фотографий и негативов музея Большого театра весьма значительна по количеству и уникальна по содержанию. Она представлена произведениями отечественных театральных фотографов, по праву признанных классиками жанра, — К.А. Фишера, М.А. Сахарова, А. Горнштейна, Е.П. Умнова, Г.Ф. Соловьева и других. Коллекция может служить прекрасным источником по изучению истории русской театральной светописи. Наиболее ценная ее часть — фотографии 1860–1910-х гг., потому именно этим снимкам и посвящено издание.
В альбом вошло почти триста иллюстраций: фотографии интерьеров Большого театра конца XIX века, портреты артистов в ролях, сцены из оперных и балетных спектаклей. Отдельный раздел составляют фотографии, сделанные самим Александром Горским. Фотографии сопровождаются словами очевидцев спектаклей, цитатами из их воспоминаний и рецензий тех лет. Открывает издание статья эксперта Министерства культуры РФ по старинной фотографии, ведущего научного сотрудника Государственного Исторического музея Татьяны Сабуровой.

Издательство «Кучково поле» основано в 1992 г.
Основная специализация: военно-историческая, историческая научная литература, мемуары, иллюстрированные альбомы по искусству, истории и культуре.
Издательство является коллективным членом Российского исторического общества. Осуществляет совместные издательские проекты с Федеральной службой охраны Российской Федерации, Государственным историческим музеем, Музеем-панорамой «Бородинская битва», Государственным музеем Льва Толстого, Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом новейшей истории, Институтом российской истории РАН, Институтом военной истории, Оттавским университетом и многими другими российскими и зарубежными организациями.
Многие издания «Кучково поле» уникальны по привлекаемому материалу. Это и впервые публикуемые изображения из хранения музеев и коллекционеров, и тексты документов из российских архивов, многие из которых были рассекречены для публикации. Специалисты издательства не только готовят издания к публикации, но и проводят археографическую подготовку текстов, осуществляют фотосъемку объектов и музейных экспонатов.