«Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила...»25.03.2021
Перед премьерой Иван Поповски рассказал нам о своем взгляде на «квартирный вопрос» и об особенностях работы над опереттой.
Артист Московского театра оперетты Григорий Ярон вспоминал: «Я, как и все, ждал сложнейшую «шостаковичевскую» музыку, с острейшими гармоническими комбинациями,— а это была сама простота! Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства! Труппа с первого дня полюбила эту музыку. Настоящий фурор она вызвала внутри театра, когда актеры услышали ее в исполнении оркестра. Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила...» Самим же композитором перед премьерой владели совершенно иные настроения. «Горю со стыда, — писал он своему другу Исааку Гликману. — Если ты думаешь приехать на премьеру, то советую тебе раздумать. Скучно, бездарно, глупо». Премьера состоялась 24 января 1959 г. в Московском театре оперетты. Постановку осуществили режиссеры Владимир Канделаки и Арон Закс. Дирижировал Григорий Столяров. Прием был самый теплый и у публики, и у критики. Так, газета «Известия» назвала «Черемушки» одной из главных удач театрального сезона. Вскоре последовали спектакли в Ростове-на-Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе, Праге, Магадане, Загребе, разных городах ГДР и Чехословакии. А через два года на основе оперетты был снят фильм «Черемушки» (режиссер Герберт Раппапорт). Возвращение композитора в музыкальный театр после «антиформалистической кампании» 30-х годов и, к тому же, его дебют в «легком» жанре ожидались с большим нетерпением. По воспоминаниям Григория Ярона, «сообщение о том, что Шостакович пишет оперетту, было встречено с огромным интересом. Как? Композитор, написавший Седьмую симфонию, а недавно — Одиннадцатую, и вдруг сочиняет оперетту?!! Где бы я ни появлялся, первый вопрос, который я слышал от людей знакомых и незнакомых, различных возрастов и профессий: «Какова оперетта Шостаковича?» Сам композитор по поводу своего столь «сенсационного» обращения к жанру оперетты говорил: «Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах. В популярных сочинениях нельзя видеть ничего плохого или тем более опасного. Моцарт и Бетховен тоже писали легкую музыку, и никто их в этом не упрекает». К тому же, для Шостаковича это было уже не первое обращение к этому жанру. В конце 30-х годов он начал работу над опереттой «Двенадцать стульев» по одноименному роману Ильфа и Петрова, но замысел так и остался неосуществленным.
«Музыка оперетты, созданная на мелодической основе песен (подчас очень знакомых) городского музыкального быта, на широком использовании танцевальных ритмов очень проста, легко запоминается. Обращение Д. Шостаковича к бытовым напевам вполне естественно: достаточно вспомнить о демократических традициях старой русской комической оперы, водевиля, музыкальной комедии, классической западной оперетты. Подлинная ценность простоты музыки оперетты «Москва, Черемушки» и в том еще, что она почти всюду сочетается с яркой выдумкой, изяществом и оригинальностью выразительных деталей в развитии используемого материала, как и в сфере оркестровки, темпо-ритма, гармонии. Блестяще проявились комедийная фантазия и острое чувство театральности, присущие Д. Шостаковичу, в пародии на рок-н-ролл и в иронично веселой балетной сцене «видения». («Правда», 1 марта 1959). В Большом над постановкой работает известный театральный режиссер, ученик Петра Фоменко Иван Поповски. Мастер синтетического театра, объединяющего слово, музыку и живопись, автор умных, изящных, эстетских спектаклей, он известен как режиссер с безупречным вкусом и особым чувством театрального пространства. Иван Поповски постоянно сотрудничает с Московским театром «Мастерская П. Н. Фоменко» и Театром музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Режиссер неоднократно работал и в музыкальном театре: поставил оперу «Евгений Онегин» П. Чайковского в Опере Лилля, «Царскую невесту» Н. Римского-Корсакова, «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе и «Бориса Годунова» М. Мусоргского в Центре оперного пения Галины Вишневской. В Большом дебютировал в 2005 г. постановкой оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Сценическое пространство «Черемушек» создает Сергей Чобан, один из самых востребованных архитекторов в России и Германии, автор множества крупных проектов (среди них, к примеру, башня «Федерация» в Москве и «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге), учредитель архитектурного бюро SPEECH (а также одноименного архитектурного журнала). Для Сергея Чобана это уже второй спектакль в Большом театре – в 2019 г. он работал над сценографией спектакля «Телефон. Медиум», премьера которого также состоялась на Камерной сцене Большого театра. Музыкальный руководитель постановки – дирижер Большого театра, многократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Павел Клиничев. В спектакле заняты артисты Камерной сцены Большого театра. Премьерная серия представлений пройдет 25–28 марта. Распечатать
|