«Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет»*26.09.2019
Среди музыкальных сказок Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1900) — одна из самых светлых. Перипетии, переживаемые ее героями, приводят к радостному для всех участников действия концу, злодеи получают прощение, но главное (большая редкость для романтических опер!) — никто не умирает. Исключением становится разве что «чародей»-коршун: он появляется на одну минуту во втором действии и тут же гибнет от стрелы Царевича Гвидона, — в соответствии с сюжетом сказки Александра Сергеевича Пушкина.
![]() Режиссер-постановщик Алексей Франдетти. Близость сюжета к первоисточнику – с детства знакомой всем сказке Пушкина, чудесные события, ее «наполняющие», лирическая теплота, изобразительность и красочность музыки (картин моря, знаменитого полета шмеля и других), — все это способствовало закреплению «Сказки о царе Салтане» в репертуаре русских и советских театров как «детского» спектакля. Насколько мы останемся верны этой традиции или, напротив, насколько сильно нарушим ее может рассказать режиссер-постановщик Алексей Франдетти. — «Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком…» и так далее. Эти слова, знакомые с детства, воспринимаются почти как словесная формула. Мы привыкли к ним – и потому не особенно вникаем в их смысл. А что для вас самое важное в «Сказке о царе Салтане»? — Каждый из нас хочет любить и быть любимым. Как бы банально это ни звучало. Эта мысль заложена и в этой опере тоже. Это история о том, что такое неполная семья и что такое семья вообще. О том, насколько важна семья для любого человека, независимо от того, маленький он или взрослый. — Инерцию восприятия «Сказки о царе Салтане» создает и привычный глазу визуальный ряд: «Царевна-Лебедь» Врубеля, декорации Коровина, Головина, иллюстрации Билибина… Вы пытались дистанцироваться от этого? — Мы ставим классическую русскую оперу. У нас очень красивые декорации Зиновия Марголина, во многом исторические костюмы Виктории Севрюковой. Спектакль довольно традиционный, первый акт уж точно. Далее начинаются разные перевертыши. Но сквозь всю эту красоту костюмов, декораций и света, я надеюсь, мы все равно пробьемся с тем, что хотим сказать. Хотя в этом смысле наша задача сложнее, чем у коллег, которые могут переодеть оперу в современные костюмы и благодаря этому подать новую проблематику более выпукло. — Какой смысл вкладываете вы в истории своих героев? — Мы ничего не надумываем «сверху», просто внимательно читаем сказку. Например, нам показалась уместной такая история. Царица Милитриса абсолютно земная. У нее реальные, мирские радости: «Мне нужен муж, мне нужен ребенок…» Царевна-Лебедь — другая, это как у Чехова в «Чайке» — «общая мировая душа». Почему в музыке Царевны-Лебедь все время есть печаль? Мы можем представить себе такое фэнтези: мировая душа обретает телесное воплощение. В точке начала отношений с Гвидоном она уже понимает их финал. Ей жить вечно, а царевичи смертны, ей приходится их одного за другим хоронить. Вообще, все герои этой сказки — за исключением Царевны-Лебедь — очень реальны, у них реальные мотивации, поступки. Я на каждой репетиции говорю ребятам: не играйте мне сказку. — И все-таки в этой истории, кроме появления Царевны-Лебедь, есть другие чудеса, события, которые трудно объяснить с точки зрения обычной бытовой логики… — Естественно. Например, главное трагическое событие: на глазах у всего города на главной площади молодую женщину с ребенком засовывают в бочку и бросают в воду. То есть казнят прилюдно. — «И царицу и приплод / Тайно бросить в вод»… Почему, на ваш взгляд, это происходит? — Это происходит как все в нашей стране: начальник сказал, — люди взяли под козырек и начали исполнять, особо не задумываясь, надо это или не надо, страшно это или не страшно… Но движет действие Бабариха. В ней заключена магия. Наша исполнительница не дай бог не играет сказку — сказочную Бабу-Ягу. Она сродни скорее Азучене, Ульрике. Это реально страшная женщина. Она хочет власти. Вообще «Сказка о царе Салтане» — ведь это абсолютно феминистская опера. Тут все поступки совершают женщины – Бабариха и сестры… Царь лишен воли, он слаб. Это похоже на «Макбета», где за властителем стоит сильная женщина, которая направляет многие его поступки против его воли. ![]() Ольга Селиверстова (Царица Милитриса) и Алексей Франдетти. Фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова. — Можно ли привести на новый спектакль детей? — Это семейный спектакль. Русский «Король лев». Чем гениален для меня этот мультфильм: в нем четко разграничены два пласта — детский и взрослый. То же самое здесь. И как мне кажется, мы очень четко разграничили эти два пласта. Мне бы очень хотелось, чтобы на спектакле было интересно и взрослым, и детям. И именно поэтому мы добавили цирк – под руководством Евгения Шевцова и Ольги Полторак (у нас его много, очень сложные декорации), каждые три минуты должно что-то происходить, иначе мы просто не удержим внимание маленького зрителя. В этой опере есть важный сюжетообразующий фрагмент, хотя и не очень протяженный – бой коршуна и лебедя. Мы воду изображаем с помощью воздуха, заполняя все пространство сцены. У нас очень крутая команда артистов, работающих в Цирке на Вернадского, это в прямом смысле наши соавторы. — Вспоминается история о том, как Сергей Эйзенштейн ставил на сцене Большого театра «Валькирию», тоже — с полетами в воздухе… Некоторые артисты тогда отказались участвовать в спектакле. — Девочки-сопрано — исполнительницы партии Царевны-Лебедь — действительно сначала испугались. Они большую часть спектакля должны быть высоко, в воздухе. Мы провели с ними тесты, показали, как все это работает. К концу тестирования они так привыкли висеть над сценой, что говорили: «Что по земле ходишь, что летаешь…». Так и должно быть, потому что лебедь — птица, и она либо плавает, либо летает… Меньше всего мне хотелось видеть артистку в белом кокошнике, которая ходила бы по сцене и махала руками… У нас все-таки 2019 год на дворе! Интервьюировала Олеся Бобрик Премьерная серия представлений пройдет 26, 27, 28 (12:00 и 19:00) и 29 сентября. В спектакле заняты солисты оперной труппы Большого. За дирижерским пультом – главный дирижер-музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. * А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Распечатать ![]()
|