Амстердамский Дневник и мюнхенская Роза на нашей сцене!

06.05.2021


«Дневник Анны Франк» через десять лет после первой постановки возвращается на Камерную сцену, между тем как «Белая роза» прозвучит в Москве впервые. В первый раз они будут сыграны в один вечер, более того – одним представлением. Об идее спектакля, важности обращения к военной теме и своем личном отношении к этим сочинениям режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай рассказал накануне премьеры:

– Вторая мировая война обернулась страшной трагедией для всего человечества вне зависимости от национальности, культуры или вероисповедания. Сегодня очень важно вновь пройти тот урок, который она нам преподала, чтобы не допустить ее повторения. Есть нечто особенное в том, чтобы играть спектакль накануне 9 мая. В эти дни тема войны прозвучит особенно актуально.

Anna Frank. Belaya roza-an1.jpg

Дирижер-постановщик Филипп Чижевский и pежиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай. Фото Павла Рычкова

Свой замысел поставить оперы «Дневник Анны Франк» и «Белая роза» вынашиваю уже давно. Я нахожу в этих историях много общего – это не просто антифашистские сочинения, они поднимают очень важную проблему Холокоста. Преследования еврейского народа – главная тема «Дневника Анны Франк». Когда его повествование обрывается, мы знаем тому причину: ее автор, девочка-подросток, погибает в концлагере. Герои «Белой розы», на первый взгляд, принадлежат другому миру. Это немецкие студенты Ханс и Софи Шоль, участники подпольной группы сопротивления. В ночь перед казнью, переживая страх близкой смерти, они также вспоминают и о жестокостях по отношению к евреям, говорят о концентрационных лагерях и вообще о мраке и ужасах войны.

Мне посчастливилось быть лично знакомым с авторами этих опер – композиторами Григорием Фридом и Удо Циммерманом, либреттистом «Белой розы» Вольфгангом Виллашеком. Премьера этой оперы в Гамбурге произвела на меня глубокое впечатление. Я был тогда двадцатилетним студентом и чувствовал себя не просто зрителем, а почти что участником событий: режиссером спектакля был мой учитель, и моя первая жена пела в этой постановке. С тех пор это произведение и «преследует» меня.

Можно сказать, что у нас на Камерной сцене состоится мировая премьера. Эти оперы впервые будут исполнены в один вечер. Но главное, они составят единый спектакль. Для меня важно, чтобы зритель воспринимал эти сочинения как одно целое, одну историю. Ее первая часть «рассказывается» Анной Франк, вторая – Хансом и Софи Шоль. При этом на протяжении всего представления главные герои – Анна, Ханс и Софи – будут присутствовать на сцене. Конечно, «Дневник Анны Франк» остается монооперой, но в данном случае мне необходимо расширить рамки этого жанра, в том числе вводя в спектакль новых персонажей.
В своих постановках я всегда стараюсь мыслить кинематографически. И здесь этот метод как нельзя лучше «работает»: между разными, казалось бы, историями возникают аллюзии, образные переклички. Мне бы хотелось, чтобы нынешний спектакль стал символом веры в человека, который никогда не теряет надежду, насколько бы утопичной она ни была.

Музыкальный язык «Белой розы» остро современный, но я не воспринимаю и не считаю музыку Циммермана сложной. Она захватывает контрастами: от надрыва, острых эмоций и переживаний до поразительной отрешенности и даже романтизма... Именно музыка при всем трагизме ситуации оставляет место надежде, поэтому момент казни я не показываю. Герои отступают в «вечный свет». Финал остается открытым.

Anna Frank. Belaya roza-an2.jpg

Василий Гафнер (Ханс Шоль), Александра Наношкина (Анна Франк), Ирина Хрулёва (Софи Шоль). Фото Павла Рычкова

О спектакле

В главных партиях заняты ведущие артисты Камерной сцены им. Б.А. Покровского.

 Премьерная серия спектаклей пройдет с 6 по 8 мая.