Пеплум на русский манер
«Спартак» Юрия Григоровича
Третья программа Большого делает ставку на советскую классику, созданную в 1968 г. «Спартак» Григоровича, главного балетмейстера Большого до 1995 г., обладает всеми качествами драмбалета, столь любимого русскими. Противопоставляются два мира — безбожного романского главаря Красса и его интриганки Эгины и идеалиста Спартака, любимого чистой и нежной Фригией. Тут имеешь дело с пеплумом (роскошная постановка на античный сюжет), порой совершенно фантастическим — со сценами вакханалий почти на грани смешного, — но большей частью все-таки величественным и грандиозным. Григорович умеет создавать потрясающие картины — как, например, та, с которой начинается балет. Внезапно возникая из темноты, человеческая пирамида, прикрытая щитами, несет на своей вершине закованного в бронзовые доспехи римлянина Красса. С этим образом земного воплощения власти перекликается финальная картина: луч света выхватывает тело истерзанного Спартака, которое несут на вытянутых руках... Григорович также подчеркивает монологи, в которых на первый план выходит актерская игра исполнителей этого балета Арама Хачатуряна. Искусство акробатических поддержек и сменяющие друг друга бравурные куски, заставляющие героев-мужчин совершать поистине атлетические подвиги, вкупе с этой музыкой, производящей столь сильное впечатление, исторгают у публики крики «браво!».
В этой игре одерживает победу Карлос Акоста, приглашенная звезда. Это прекрасный танцовщик с безупречной пластикой, воспитанник кубинской школы балета, но в настоящеее время преуспевает в Королевском балете. Мощный, эмоциональный, он выходит на сцену, как на арену — бык. Он отважен и смел. Его партнерша — Нина Капцова — очень тонкая, походит на стрекозу. Легкая, она взлетает на его руках, словно бросая вызов всем техническим трудностям роли. Этот блистательный дуэт доминировал на протяжении всего вечера, который завершился овацией, приветствовавшей столь щедрый спектакль.
Марион Тэбо
«Фигаро», 21.1.2008