«Вываливающиеся старухи»

13.11.2007

Вот уже четвертый год подряд поздней осенью Большой театр организует workshop — иными словами, проводит Мастерскую новой хореографии, которая дает возможность проявить себя молодым артистам и в качестве исполнителей, и, главное, в качестве хореографов. Прошлогодняя, например, носила название «Хореографы Большого». Отличие Мастерской-2007 состоит в том, что свой опус показывает хореограф, уже неоднократно и успешно попробовавший себя в этом качестве в разных театрах и странах, нынешний главный хореограф Большого — Алексей Ратманский. Правда, попытка воплотить в балете абсурдистскую обэриутскую поэзию вполне вписывается в «экспериментальный» формат, присущий workshop’ам, но, с другой стороны, и в список творческих завоеваний, окажись она удачной, — как это случилось в свое время с Флеммингом Флиндтом, превратившим в пищу для балета драматургию Ионеско.
Попытка Ратманского, по единодушному признанию прессы, отсмотревшей этот спектакль на «Территории» сегодняшнего искусства, оказалась весьма удачной.

Вот, к примеру, отзыв газеты «Коммерсант»:
«Почти капустническая легкость и свобода, с которой Алексей Ратманский тасует колоду балетных штампов и общеизвестных шедевров, пересыпая их находчивыми мизансценами, заставляет вспомнить его ранние резвости, вроде номера „Взбитые сливки“. Но за приколами нынешнего Ратманского просвечивает трагическая изнанка, хотя, опасаясь открытой патетики, хореограф старательно ее маскирует...

Молодые солисты Большого танцевали внеплановый балет не просто отменно, но с тем нескрываемым удовольствием, которое доставляет чувство студийности, столь редкое в балете — искусстве эгоцентрическом и ревнивом. Композитор Леонид Десятников, взявший слово перед началом двухчастного вечера, первое отделение которого было отдано его инструментальным пьесам, великодушно отдал пальму первенства балетмейстеру, позавидовав „зрителям, которые балета еще не видели“. Теперь впору сочувствовать всем, кто не попал на два „территориальных“ представления. Как бы это ни было абсурдно, но на сцену Государственного академического Большого театра „Вываливающиеся старухи“ его худрука вывалятся едва ли» (Татьяна Кузнецова, 8.10.2007).

На саму сцену Большого пока не вывалились, а вот на сцену Большого репетиционного зала Большого театра — пожалуйста, вываливаются!

Премьера спектакля состоялась 6 октября 2007 г. в рамках фестиваля «Территория».
Спектакль создан при поддержке Администрации Президента РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Программа
«Вываливающиеся старухи»
Одноактный балет
на музыку вокального цикла «Любовь и жизнь поэта» Леонида Десятникова
Стихи Даниила Хармса, Николая Олейникова

Хореограф-постановщик — Алексей Ратманский
Сценограф и художник по костюмам — Максим Исаев
Ассистент художника по костюмам — Елена Зайцева
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Вокал Марат Гали
Фортепиано — Алексей Гориболь

Координатор проекта — Тамара Казарян

I. Послание, одобряющее стрижку волос (Олейников)
Екатерина Крысанова
Андрей Меркурьев
Руслан Пронин
Геннадий Янин

II. Старуха (Хармс)
Анастасия Винокур
Наталья Осипова
Денис Савин

III. Муха (Олейников)
Татьяна Ратманская
Алексей Ратманский
Анна Никулина
Геннадий Янин
Руслан Пронин
Екатерина Крысанова
Анастасия Винокур
Андрей Меркурьев
Денис Савин

IV. Постоянство веселья и грязи (Хармс)
Анастасия Винокур
Екатерина Крысанова
Анна Никулина
Наталья Осипова
Андрей Меркурьев
Денис Савин
Руслан Пронин
Геннадий Янин

V. Жук, рапсодия (Олейников)
Геннадий Янин
Андрей Меркурьев
Анна Никулина
Татьяна Ратманская
Анастасия Винокур
Денис Савин
Руслан Пронин

VI. Пассакалия (Хармс)
Денис Савин
Анастасия Винокур
Екатерина Крысанова
Андрей Меркурьев
Анна Никулина
Наталья Осипова
Руслан Пронин
Геннадий Янин

VII. А я... (Хармс)
Андрей Меркурьев
Екатерина Крысанова
Наталья Осипова
Денис Савин
Руслан Пронин
Анна Никулина
Анастасия Винокур
Геннадий Янин
Татьяна Ратманская
Алексей Ратманский